Количество депрессий и тревожных расстройств во всём мире выросло во время пандемии более чем на четверть – таковы результаты первого глобального исследования её влияния на психическое здоровье жителей планеты. Больше всего страдают женщины и молодёжь.
Исследование, результаты которого опубликованы в журнале The Lancet, провела международная команда учёных COVID-19 Mental Disorders Collaborators. Она объединила более 70 специалистов из восьми стран, включая и Россию. По их подсчётам, итогом первого года пандемии коронавируса стали 53 млн дополнительных случаев большого депрессивного расстройства (БДР) и 76 млн случаев тревожных расстройств в 204 странах.
Термин «большое депрессивное расстройство» начал применяться в 1970-х годах с подачи американских психологов. В отличие от «обычной» депрессии, под которой понимается «плохое» настроение, при БДР подавленное состояние сохраняется как минимум две недели и часто сопровождается пониженной самооценкой, бесцельной физической активностью, сложностями с концентрацией, нехваткой энергии и болями без видимой причины. Термином же «тревожные расстройства» обозначается целая группа состояний беспричинной тревоги или страха.
В своём исследовании авторы опирались на открытые данные, опубликованные с
1 января 2020 года по 29 января 2021 года. За изученный период в мире наблюдалось 246 млн случаев клинической депрессии и 374 млн случаев тревожных расстройств против ожидаемых 193 млн и 298 млн соответственно. Таким образом, число пациентов с БДР и тревожностью увеличилось более чем на четверть – на 28 и 26% соответственно. Сильнее всего пострадали жители стран Центральной Азии и Южной Америки, а самыми благополучными оказались Австралия, Китай, Япония, Финляндия и Новая Зеландия. В Восточной Европе распространённость депрессии в среднем выросла на 29,4%, тревожных расстройств – на 30%.
Прекрасная половина человечества оказалась подвержена этим состояниям сильнее, чем мужчины. «По многим причинам женщины чаще страдали от социальных и экономических последствий пандемии, – отметила Ализе Феррари из Квинслендского университета, соавтор изыскания. – Дополнительные обязанности по уходу за членами семьи и домашнему хозяйству, как правило, ложатся на них. К тому же женщины чаще становились жертвами домашнего насилия, которое усиливалось в периоды локдаунов». Вдобавок именно женщин при сокращениях чаще увольняют.
Кроме того, исследователи отмечают, что значительный рост психических расстройств пришёлся на молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Специалисты винят в этом «побочные эффекты» пандемии: введение локдаунов, ограничение передвижения, закрытие производств и учебных заведений, а также падение доходов. А вот психика пожилых людей оказалась более устойчивой к социальным последствиям пандемии.
Юрий Сиволап, д.м.н., профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова
– Пандемия COVID-19, безусловно, сказалась на психическом состоянии как многих переболевших, так и некоторых из тех, кого болезнь обошла стороной. Известно, что примерно каждый третий пациент, перенёсший коронавирусную инфекцию, испытывает определённые психологические проблемы и обнаруживает симптомы относительно доброкачественных и прогностически благоприятных пограничных психических расстройств – чаще всего это тревога, депрессия и нарушение сна, которые могут развиваться по отдельности или в сочетании друг с другом. В отдельных случаях серьёзного течения инфекции отмечаются когнитивные нарушения, связанные с нейротропным действием SARS-CoV-2, – расстройства памяти и внимания, затруднения в подборе слов и формулировании мыслей. Психологическое неблагополучие и психические расстройства у тех, кого болезнь обошла стороной, могут быть вызваны психотравмирующими факторами, ассоциированными с пандемией: к их числу относится так называемая травма изоляции, одиночество, отсутствие социальной поддержки, экономические и финансовые трудности. Ущерб психическому здоровью, на мой взгляд, одно из неочевидных, но крайне серьёзных последствий пандемии, к которому стоит относиться с максимальным вниманием.