Мультикамерная платформа – модуль технического зрения (МТЗ) – представляет собой вычислитель для нейронных сетей с несколькими ADAS видеокамерами (можно подключить до восьми штук). ADAS – Advanced Driver Assistance Systems – современные системы содействия водителю. Платформу можно запрограммировать под конкретные задачи потребителя. Например, для шести камер МТЗ, установленных на автомобиль Toyota, было разработано программное обеспечение с возможностью применения технологии искусственного интеллекта, и теперь функционал автомобиля тестируется в нестандартных и аварийных ситуациях. Результаты эксперимента, прошедшего в «Сколково», планируется обнародовать до нового года.
«Техническое зрение» в автопроме
Кроме того, в течение текущего года Модуль технического зрения Центра компетенций НТИ «Сенсорика» в экспериментальном режиме успешно используется и для разработок в области беспилотного транспорта. Главным партнером Центра в этой области является ПАО «КАМАЗ». «Для их электробуса мы уже разработали систему быстродействующих видеокамер технического зрения. «Сейчас эти электробусы ездят на испытательном полигоне», – говорит руководитель проекта, к.т.н., доцент Института МПСУ МИЭТ Николай Викторович Степанов. – Мы уже согласовали всю документацию на «техническое зрение» и получили положительные отзывы. Результаты этой работы будут представлены в начале 2022 года».
Кому еще нужно «техническое зрение»
Кроме автопрома, «техническое зрение» необходимо в сельском хозяйстве. «Современные крупные фермы – это роботизированные хозяйства, где практически не используется наемный труд, – рассказывает Николай Степанов. – Но проблема в том, что сами роботы, выполняя работу, «не видят»: они совершают действия только на основе алгоритма и данных от датчиков движения. Нигде в мире еще не научили таких роботов оценивать ситуацию с помощью «глаз». Наша же разработка позволит оснастить дорогую машину недорогим, но важным преимуществом – техническим зрением, обладая которым, робот сможет самостоятельно оценивать ситуацию в помещении: подсыпать корм или проследить за состоянием здоровья животного».
По направлению сельского хозяйства МИЭТ работает с Федеральным научным агроинженерным центром ВИМ и с рядом производителей отечественного оборудования для крупного рогатого скота (КРС).
Перспективы
Эксперты уверены, что когда в ближайшем будущем на всех автомобилях России будет установлена усовершенствованная система помощи водителю ADAS, созданные в МИЭТ интеллектуальные видеокамеры будут необходимы. «Для ADAS будут нужны видеокамеры именно такого типа, которые делаем мы, – поясняет Николай Степанов. – Другого типа камеры там ставить нельзя, потому что требуется соответствующий минимальный уровень задержки видеосигнала. Ведь когда аварийная ситуация уже начала развиваться, долгая ответная реакция бесполезна. Типичная задержка не должна превышать одну десятую секунды, а лучше – меньше, и распространенные IP-видеосистемы не могут ее обеспечить. На данный момент в России только наши камеры соответствуют этому условию – в этом их научно-техническая новизна. Обычная камера видеонаблюдения просто фиксирует факт столкновения, а наша поможет «увидеть» угрозу и столкновение предотвратить».
В Центре компетенций НТИ «Сенсорика» на базе МИЭТ говорят, что серийное производство «технического зрения» планируется организовать на базе мощностей калужского АО «Автоэлектроника». Запуск в производство первой серии МТЗ намечен на март 2022 года.