11 ноября 2021 года состоялся научный семинар в рамках разрабатываемых двумя творческими факультетами научных тем: «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков» (руководитель семинара кандидат искусствоведения, доцент Ю. Н. Звездина) и «Богослужебно-певческая культура Русской Православной Церкви: история, теория, практика» (руководитель семинара кандидат искусствоведения, доцент И. П. Шеховцова).
Объединенное занятие было посвящено теме истории иконописания и русского церковно-певческого искусства и первой половины — середины XVII столетия. Руководили занятием Г. А. Назарова и И. П. Шеховцова.
Прозвучали три доклада, посвященные отражению события церковной истории «Зачатия праведной Анны» в уникальных памятниках русского христианского искусства XVII века.
В докладе аспиранта ФЦП П. Д. Крюкова «Певческая реализация службы “Зачатие святыя Анны” в древнерусских рукописях на примере Стихираря “Дьячье око”» был подробно представлен материал службы (9 декабря по ст. стилю), зафиксированный в одной из наиболее значимых певческих рукописей середины XVII века. В ходе выступления были освещены такие вопросы, как структура службы, система уставных указаний, состав песнопений, некоторые особенности представленных распевов.
Вторым прозвучал доклад кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории и теории христианского искусства Г. А. Назаровой «Иконография средника иконы первой трети XVII века «Зачатие праведной Анной, с 80-ю клеймами деяний Богоматери» из церкви Иоанна Воина на Якиманке и проблема происхождения образа». Уникальная по иконографии икона из храма Иоанна Воина до сих пор не была исследована вполне и ждет публикации (возможно, и не одной, принимая во внимание уровень иконописи и сложность иконографической программы). В докладе была рассмотрена иконография средника иконы, с привлечением обширного ряда памятников, близких по времени изучаемому образу.
Третий доклад прочитала Т. Ю. Холдина (бакалавриат, 4 курс), выполняющая дипломную работу под руководством доцента Г. А. Назаровой. Его тема — «Сюжетная программа клейм «Зачатие праведной Анной, с 80-ю клеймами деяний Богоматери»». Докладчица продолжила рассказ об иконе из храма Иоанна Воина и представила интереснейшую программу клейм образа, вызвавшую живой интерес у всех участников семинара. Многое в иконографической программе клейм еще представляет загадку, но многое удалось определить, в том числе с привлечением литературных источников.
Несомненно, научная тематика, которой занимаются сотрудники двух творческих факультетов ПСТГУ, имеет множество точек пересечения, что и показал заинтересованный исследовательский диалог, возникший в ходе обсуждения докладов. В XVII веке пути развития разных видов русских церковных искусств перекликаются особенно ярко.
Очередное занятие научного семинара факультета церковных художеств запланировано на 24 ноября, начало в 11:30. Тема: Церковь усадьбы Николо-Прозоровское в контексте проблематики церковного зодчества второй половины XVIII столетия. Руководитель занятия – Нина Евгеньевна Секачева, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ.
Следующее занятие научного семинара факультета церковного пения по теме «Русская духовная музыка Синодального периода: итоги и перспективы исследований» пройдет 22 ноября 2021 г. Начало в 15.00 часов.