18 ноября 2021 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошел круглый стол «Генетика и право: вызов времени 2020–2030», организаторами которого выступили Совет Федерации РФ и Палата молодых законодателей при Совете Федерации, НОЦ Права и биоэтики в области геномных исследований и применения генетических технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и НОЦ «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ.
Открыл заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, координатор Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Александр Варфоломеев. Он рассказал, что инициатива обсуждения такой актуальной темы, как развитие генетических технологий, исходила именно от молодых законодателей, чьи подразделения сегодня охватывают уже 25 субъектов РФ. Александр Варфоломеев также сообщил, что по итогам научной дискуссии будут подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере генетики и генетических технологий.
С приветственным словом также выступил проректор по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Синюков. Он констатировал, что сегодня в мире происходит много революционных изменений как в развитии технологий и промышленности, так и в экономике и социальной сфере, что, в свою очередь, не может не затрагивать области права и законодательства. По его словам, сейчас сложилась уникальная ситуация, когда технологии могут изменять саму природу права и привел в пример технологию распределенного реестра, когда к системе управления реестром подключается огромное количество людей и все они выступают в роли регуляторов этой системы.
«Мы вместе с вами – законодателями должны создать новую правовую инфраструктуру, которая бы в полной мере соответствовала нынешнему уровню развитию технологий, включая генетические технологии. Сегодня, когда расшифрован ДНК, проводятся эксперименты по клонированию, генной инженерии, редактированию генома, когда мы вплотную подошли к вопросу о трансформации человека, мы должны задать четкие ориентиры и границы правового регулирования данной сферы», - подчеркнул Владимир Синюков. Он также напомнил, что, поскольку генетика ставит перед обществом серьезные вопросы – научные, правовые, этические, то с целью их решения в МГЮА был создан НОЦ Права и биоэтики в области геномных исследований и применения генетических технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), который также явился одним из организаторов сегодняшнего круглого стола.
Первый доклад об опыте правового регулирования развития генетики во Франции собравшимся рассказала доктор публичного права, директор Центра права и биоэтики в сфере геномных исследований и применения генетических технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Мария Захарова. Она отметила, что законодательство Франции умело сочетает «мягкие» и «твердые» нормы права в отношении генетических экспериментов и манипуляций – например, во Франции закон о биоэтике был принят еще в 1994 году, и, к примеру, суррогатное материнство в этой стране запрещено. Мария Захарова отметила, что Россия пока не решила, нужно ли присоединяться к международной Конвенции Овьедо по биоэтике, но вместе с тем, страна не должна воздерживаться от регулирования ряда ключевых биоэтических составляющих общественного порядка.
«Российский законодатель может использовать один из нескольких векторов нормативного закрепления вопросов биоэтики: можно разработать и принять федеральный закон «О биоэтике» или включить биоэтический компонент в уже действующие законодательные акты (в частности, в Федеральный закон «О биологической безопасности в Российской Федерации»), либо включить его в возможные к принятию в будущем законодательные акты (в частности, в федеральный закон «О генетической информации»)», - предложила варианты глава Центра генома МГЮА.
О развитии законодательства в сфере генетики в Австралии и Великобритании рассказал кандидат философских наук, научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, старший научный сотрудник Центра права и биоэтики в сфере геномных исследований и применения генетических технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Сергей Шевченко. Сравнив эволюцию нормативных подходов в этих государствах, спикер пришел к выводу, что помимо закрепления в законе понятия «генетической информации» необходимо ввести еще одной понятие – «семейных данных».
Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, советник юстиции 3-класса, старший научный сотрудник НОЦ права и биоэтики МГЮА Рамиля Новикова сделала обстоятельный доклад о правовом регулировании оборота ГМО в разных странах. По ее словам, 29 стран мира законодательно разрешили воспроизводство генно-модифицированных объектов (преимущественно сельскохозяйственных культур) на своей территории – в их числе США, Канада, Аргентина, Бразилия, Индия, ряд стран Африки. В России эксперименты с ГМО разрешены лишь недавно и только в исследовательских целях, хотя проводимые проверки выявляют пшеницу с ГМО – так, из 7 000 образцов 5% показали наличие модифицированных генов (такую пшеницу обнаружили в Нижегородской и Саратовской областях). Вместе с тем докладчица призвала не опасаться ГМО. «Многие россияне в ходе пандемии сделали прививку вакциной «Спутник V», которая сама по себе является ГМО, и прекрасно себя чувствуют», - заметила Рамиля Новикова.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Александр Мохов обратил внимание коллег на пробел в законодательстве в отношении биоресурсных и биологических коллекций.
«Сегодня у нас отсутствуют специальные законы, посвященные биоресурсным коллекциям. Существуют лишь отдельные упоминания в других Федеральных законах: «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О биомедицинских клеточных продуктах». Это порождает проблемы, так как очевидно, что законодательная база является мозаичной и неполной. Существуют также акты министерств и ведомств, однако в них регулируются лишь отдельные вопросы данной сферы. Ведомственные акты в основном являются в большей степени техническими, чем правовыми», - указал ученый.
«Отсутствует четкий перечень организаций – хранителей коллекций, нет понимания их подведомственности. За рубежом это музеи, зоопарки, образовательные организации и биоресурсные центры. В России, вероятно, это центры коллективного пользования и уникальные научные установки. Их правовой статус также определен не до конца. Не решены сопряженные вопросы о таможенном регулировании, о порядке сбора, учета и хранения образцов, о сфере использования имеющихся биологических коллекций, о восполнении фондов коллекций, порядке обмена образцами», - перечислил актуальные вопросы Александр Мохов. По его мнению, в России необходимо принять специальный федеральный закон по проблемам биоколлекций, в котором будет сформулировано не менее 30 статей, включая такие вопросы, как национальный статус биоколлекций, лицензирование и государственный контроль в сфере биобанкинга; регламентация оборота биологических материалов человеческого происхождения и оцифрованной информации; международное сотрудничество биобанков и многие другие.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права и политологии, директор НОЦ «Цифровая образовательная среда» МГУ, помощник декана Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, доцент РАО Максим Воронин поднял тему генетико-правового просвещения граждан и высказался за введение института «генетического омбудсмена» в нашей стране.
«Сегодня назрела необходимость работы в области узконаправленного правового просвещения общества в части геномной информации, повышения уровня осведомленности и правовой культуры россиян. Нам нужно сформировать концепцию системы просвещения населения в области генетической информации, генетического паспорта и новых прав человека и гражданина», - сделал вывод Максим Воронин.
В заключение круглого стола координатор Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Александр Варфоломеев пообещал участникам тщательно проанализировать все поступившие предложения, чтобы затем они смогли быть преобразованы в законодательные инициативы.