Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

О Сергее Зуеве и его главных проектах

В ближайшие дни нашего ректора Сергея Эдуардовича Зуева снова привезут из СИЗО “Матросская Тишина” в Тверской районный суд Москвы, чтобы решить, в какой форме продлить ему меру пресечения — оставить под стражей или отправить под домашний арест.  

Сергей Эдуардович плохо себя чувствует, но тем не менее, продолжает читать, работать над своими книгами, отвечать на письма, которые приходят ему по почте. Что бы с ним ни происходило и какое бы решение ни принял этот суд и все последующие суды, Зуев остаётся ректором Шанинки, которая работает и развивается так, как он задумал. Сегодня мы хотим рассказать, кто такой Сергей Зуев — его биографию, интересы и жизненные принципы. 

В одном из интервью Сергей Зуев заметил: «У меня есть предварительный ответ о человеческом идеале — это человек, способный к движению, точнее, к развитию, и в этом смысле человек видится как возможность, а не как сумма его предыдущих поступков». 

Сергей Зуев родился 25 апреля 1954 года в Москве. Его мама, Вера Кузьминична, последние годы работала учителем истории и обществоведения в школе, а до этого учительницей начальных классов, отец — Эдуард Николаевич Зуев, профессор Московского энергетического института, почти всю жизнь проработал на кафедре электроэнергетических систем.

Учеба в университете
В 1971 году Сергей Зуев поступил на отделение китаистики Военного института иностранных языков. А через два года перевелся на филологический факультет МГУ, который закончил в 1978-ом. Это было время, когда в МГУ преподавали философ Эвальд Ильенков, молодой Сергей Аверинцев, когда все собирались во ВГИК и Институт психологии на лекции Мераба Мамардашвили, которого в МГУ преподавать не пускали. 

На филфаке на одном курсе с Зуевым оказались Сергей Зенкин, ныне — литературовед и переводчик, трижды лауреат премии Леруа-Болье, Юрий Слезкин, ныне — профессор исторического факультета Калифорнийского университета в Беркли (США), директор Института славянских, восточноевропейских и евразийских исследований этого университета, автор книг «Эра Меркурия» и «Дом правительства». Главный редактор издательства “Новое литературное обозрение” Ирина Прохорова. Андрей Зорин, литературовед и историк, специалист в области истории российской культуры и интеллектуальной истории, профессор Оксфорда. Именно Зуев пригласил Зорина разработать и возглавить программу "Public History: историческое знание в современном обществе" в Шанинке. 

Московский методологический кружок и Школа культурной политики
В конце 80-х Сергей Зуев близко сошёлся с участниками Московского методологического кружка Георгия Щедровицкого. В одном из интервью он говорит, что «не был участником ММК, а входил в это историческое пространство через Школу Культурной Политики. С Георгием Петровичем меня познакомил Петр Щедровицкий, когда я уже был административным директором ШКП (Школы культурной политики) и, таким образом, многое, если не все, что происходило на этом «методологическом поле» в 90-е и последующие годы, воспринимал через этот – культурно-политический – фокус».

В 1989 году Сергей Зуев стал директором Школы культурной политики (ШКП), которая была первым проектом, где идея «культурной политики» в равной и неразрывной степени относилась как к историческому мышлению и исторической памяти, так и способу представления о будущем, которое создавалось за счет знаково-символической игры. В 90-е годы несколько десятков ныне успешных людей училось в Школе культурной политики. 

ШКП — один из образовательных проектов, которые начали возникать в 90-е годы. Она была задумана как прообраз методологического университета, в котором как безусловная ценность признавалась идея развития, а одним из основных принципов обучения было включение слушателей в проектную деятельность. Сергей Зуев с коллегами занимался внедрением проектного подхода в сферы образования и культуры. Во многих регионах России они проводили организационно-деятельностей игры (ОДИ), проектные и проблемные семинары, участники которых получали возможность превратить свои замыслы и мечты в практическое действие. Через такие мероприятия прошли сотни людей, сегодня работающих в бизнесе, государственном управлении, образовании и науке, культуре. Для большинства это был первый опыт игровых практик, направленных на решение социальных проблем и управление изменениями. Сергей Зуев стал одним из самых известных экспертов по культурной политике и востребованным консультантом по социокультурному проектированию.

Он всегда подчеркивал, что копирование западных практик – дело бесплодное и слишком затратное, что у российских регионов есть собственные ресурсы и возможности для развития. Его позиция состояла в том, что уникальная история и культура конкретной территории может стать драйвером ее экономического роста и социального благополучия. Не надо просить денег у государства и бизнеса – надо показать государству и бизнесу, на чем в конкретном городе или местности можно строить новые бизнесы, проекты, институции.

К концу 90-х в активе Зуева были не только сотни семинаров по социокультурному проектированию для различных профессиональных сообществ, включая кинематографистов, театральных деятелей, архитекторов и дизайнеров, музейщиков и библиотекарей, но и замысел образовательного проекта по подготовке менеджеров в сфере культуры. По словам самого Зуева, метод социокультурного проектирования находится «на пересечении проектной подготовки и попытки ресурсного использования культуры, когда широко понятое культурное наследие можно конвертировать в социальное, политическое, экономическое развитие и модернизацию».

В 1998 году этот замысел и встреча с Теодором Шаниным привела к созданию факультета Менеджмента в сфере культуры в Московской школе социальных и экономических наук (МВШСЭН).

Факультет управления социокультурными проектами
В 1995 году социолог, профессор и декан факультета социологии Манчестерского университета (UK) Теодор Шанин совместно с академиком РАН, социологом Татьяной Заславской открыл Московскую высшую школу социальных и экономических наук. А в 1998 году Зуев предложил Теодору открыть в школе факультет менеджмента в сфере культуры. 

В то время в стране таких факультетов еще не существовало, факультет Зуева стал первым. Появилась новая для страны дисциплина и профессия: социокультурное проектирование. Тема менеджмента культуры и работы с национальным культурным наследием в те годы только-только становилась международным мейнстримом, а Шанин и Зуев уже открыли программу обучения, осознавая, что за ней – будущее. Программа факультета была абсолютно новой и для партнера Московской школы — Манчестерского университета, где не было ничего похожего, поэтому соответствие международным образовательным стандартам было подтверждено университетом Абердина, который валидировал программу факультета, и уже первые его выпускники получали вместе с дипломом о профессиональной переподготовке еще и диплом Абердина.

В 2003 году преподаватели и выпускники факультета из России и Беларуси создали Ассоциацию менеджеров культуры, взяв за основу тезис «Культура — один из важнейших ресурсов регионального развития». На базе этой Ассоциации возник один из первых масштабных проектов в сфере музейной деятельности — грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Потанина. За 17 лет существования этой грантовой программы более тысячи музейщиков прошли через проектные семинары под руководством Сергея Зуева. 

Развитие территорий
Одним из друзей Зуева был ныне покойный Вячеслав Глазычев, профессор МАРХИ, автор и переводчик первых книг на русском языке о городском развитии и градоустройстве, вместе с которым они занимались стратегией развития российских регионов. Зуева вообще всегда волновала децентрализация, развитие горизонтальных связей, управление с учётом местных особенностей, использование региональных различий как преимуществ. 

Они с Глазычевым изучали, как учесть интересы власти, бизнеса и общественных организаций на одной территории, если они видят будущее этой территории по-разному, как культура может стать «полем» для объединения разнонаправленных интересов. Зуев стремился осуществить давнюю идею ресурсного использования культуры, когда широко понятое культурное наследие можно конвертировать в социальное, политическое, экономическое развитие и модернизацию. В свою команду он уже с конца 90-х приглашал выпускников факультета социокультурного проектирования.

Многое из того, что было сделано Сергеем Зуевым и его командой в Приволжском федеральном округе в начале 2000-х, когда полпредом там был Сергей Кириенко, было потом масштабировано и использовано по всей стране. В том числе — кадровые конкурсы, вовлекающие активных и самостоятельных людей в непопулярную в то время госслужбу, идеи локальных «культурных столиц», проекты развития территорий.

В 2006 году параллельно с работой в МВШСЭН Сергей Эдуардович вместе с Глазычевым открыл в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Центр регионального развития. 

В эти годы Зуев собирал мультипредметные и междисциплинарные команды экспертов для работы над стратегиями и программами социально-экономического развития субъектов РФ. Участвовал в разработке сценариев развития российского Севера, Калининградской области, Республики Бурятия, Калужской области, Астраханской, Смоленской областей, Татарстана, Карелии, территории Большого Норильска и Красноярского Края. 

Институт общественных наук РАНХиГС
В 2009 году ректор Академии народного хозяйства, которая потом стала РАНХиГС, Владимир Мау поручил Зуеву открыть новый факультет. Зуев получил карт-бланш на создание новых программ, которые сочетают современные подходы к государственному и социальному управлению с широкой гуманитарной подготовкой студентов. За двенадцать лет небольшой инновационный факультет превратился в Институт общественных наук с 5,5 тысяч бакалавров и магистров, с десятью факультетами и двадцатью научными центрами.

По мысли Зуева, которую он многократно повторял перед различными аудиториями, ИОН задумывался как проект современного университетского образования. Для этого Сергей собрал в институте несколько команд, состоящих из опытных практиков, известных ученых и сильных администраторов. За время своего существования ИОН провел несколько десятков научных конференций по различным проблемам социально-гуманитарного знания, открыл 24 программы бакалавриата и специалитета, 20 магистратур. 

Несмотря на то, что управление всем этим научно-образовательным хозяйством отнимает уйму времени и сил, Сергей Зуев продолжает оставаться реально действующим экспертом в области культурной политики и урбанистики. В частности, он регулярно ведет панели на Московском УрбанФоруме и ежегодном Гайдаровском экономическом форуме. Справляться с такой многозадачностью ему помогает удивительная способность привлекать к работе людей, увлеченных своим делом, давая им возможности заниматься этим своим делом с минимальными бюрократическими издержками. 

У Сергея находится время на личное общение со студентами. Он по-человечески реагирует на проблемы и ожидания своих коллег и сотрудников. При этом, по словам академика РАО Александра Асмолова, Зуев стал “народным ректором”. Это можно сказать о его уникальном стиле руководства как в Шанинке, так и в ИОНе.

Теодор Шанин в 2007-м году уступил место ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолию Каспржаку (сейчас он профессор НИУ ВШЭ), после ухода которого в 2011 Совет попечителей утвердил в этой должности Сергея Зуева. Сам Шанин оставался президентом Школы и участвовал в принятии всех ключевых решений, но уже не мог заниматься ежедневной управленческой работой. Было важно, чтобы преемники разделяли его ценности и развивали Шанинку в той перспективе, которую видел Теодор. 

За годы ректорства Зуева открылось несколько новых образовательных программ, среди них — Public History, История советской цивилизации, Теория моды, Менеджмент креативных проектов. Было создано несколько новых факультетов — Политических наук, Медиакоммуникаций, Свободных искусств и наук. Шанинка переехала с Юго-Западной в новый кампус в Газетном переулке, её библиотека по-прежнему остаётся одной из важных московских публичных площадок, где проходят дискуссии, презентации книг, открытые лекции и разные другие просветительские мероприятия. 

В июне 2018-го года Рособрнадзор лишил Шанинку аккредитации. Это было непростое время и для Зуева, и для всей МВШСЭН. Первое серьёзное испытание. Однако через два года аккредитацию удалось вернуть. 

Весной 2021-го года Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская экономическая школа (РЭШ), Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) и МВШСЭН создали “Новую лигу” — ассоциацию университетов, в которой предполагается создание совместных сетевых программ, проведение междисциплинарных исследований, разработка общего видения развития современной высшей школы. 

Сейчас в Шанинке учится более 1000 студентов (600 бакалавров и 400 магистрантов и слушателей профпереподготовки). 


вуз: Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?