9 декабря на базе АСОУ состоялся первый региональный научно-практический семинар «Цифровая трансформация информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций Московской области»
В работе семинара приняли участие специалисты в области библиотечного дела, руководители школьных библиотек, библиотекари-педагоги Московской области. Организатором выступил Региональный информационно-библиотечный центр Московской области.
Ректор Академии социального управления Андрей Лубский в своем приветствии участникам семинара отметил: «Библиотечное профессиональное сообщество находится на пороге глобальных преобразований, связанных с ускорением цифровой трансформации во всех сферах российской экономики. Школьная библиотека играет ключевую роль в этом процессе, так как призвана научить подрастающее поколение владеть инструментами цифровой грамотности. Она является связующим звеном между историческим наследием и цифровой эпохой. Я считаю, что научно-практический семинар «Цифровая трансформация информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций Московской области» станет профессиональной площадкой взаимодействия».
По заданию Минобразования Московской области сотрудниками РИБЦ АСОУ был проведен анализ текущего состояния школьных библиотек Подмосковья. Результаты исследования на семинаре представила Мария Леонидовна Халабия, начальник Регионального информационно-библиотечного центра Московской области. Среди изученных проблем, в частности: оценка руководителями общеобразовательных организаций роли школьного библиотекаря в реализации национального проекта «Образование»; условия финансирования комплектования основного фонда; уровень соответствия материально-технической базы современным требованиям; наличие доступа к национальным электронным библиотекам, базам данных и другим информационным ресурсам.
Для повышения эффективности работы школьных библиотек Мария Леонидовна предложила модель развития школьного информационно-библиотечного центра (ИБЦ). По ее словам, именно цифровая трансформация может привнести в школьные библиотеки качественные изменения. Среди них: перевод библиотечных бизнес-процессов на цифровые технологии; формирование цифровой среды библиотеки, ориентированной на потребности разных аудиторий (учителей, учеников, родителей); формирование у IT-сообщества отношения к библиотеке как к равноправному и перспективному партнеру; встраивание библиотеки любой ведомственной принадлежности в цифровую среду.
«Главным героем в условиях цифровой трансформации становится библиотекарь. Именно он – проводник, двигающий библиотечный прогресс, от него зависит, придут ли читатели в библиотеки», – подчеркнула М. Халабия.
Поэтому сегодня важно создать условия для формирования информационной среды информационно-библиотечных центров школ, внедрять и развивать их единую сетевую инфраструктуру.
Дмитрий Иванченко, начальник методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования, отметил, что школьные библиотеки Московской области заметно отличаются от библиотек ряда регионов страны хорошей технической оснащенностью, более современным подходом к формированию фондов. Общей проблемой для всех школьных библиотек России он назвал низкий уровень применения библиотеками новых технологий. Иванченко также подчеркнул, что в настоящее время развитие школьной библиотеки во многом зависит от библиотекаря, его личности, желания привлечь внимание к проблемам, убедить руководство школы в необходимости развития библиотеки.
«Цифровая трансформация – это, прежде всего, трансформация мышления. Если вам дорога ваша профессия, надо меняться самим и менять все вокруг себя», – подчеркнул Дмитрий Иванченко. Современная библиотека должна стать инструментом дополнительного образования, цифровым консультационным центром, а библиотекарь – цифровым наставником и куратором, который обучает детей, родителей, педагогов работать с информацией.
Семинар проходил в режиме мастер-класса и живой дискуссии. К прямой трансляции, которая велась из конференц-зала АСОУ, подключились школьные библиотекари всех муниципальных округов Подмосковья. Обсуждаемые вопросы получили отклик в чате трансляции: библиотекари выразили поддержку и готовность развивать новые подходы в реализации задач, поставленных нацпроектом «Образование».
Во второй части семинара состоялись сессии-вебинары, посвященные организации и инструментам мониторинга библиотечного фонда общеобразовательной организаций.
В рамках семинара прошло награждение победителей конкурса «Лучшие региональные инновационные практики в деятельности информационно-библиотечных центров и библиотек общеобразовательных организаций Подмосковья», организованного Региональным информационно-библиотечным центром Московской области.
Самыми лучшими признаны следующие проекты работников школьных библиотек Подмосковья.
В номинации «Лучшее интерактивное мероприятие по продвижению чтения» первые места заняли сразу две сотрудницы школьных библиотек: Евгения Мушковец с проектом «Литературная карта Королева» (СОШ №1, г. Королёв); Елена Шведова с проектом «Межрегиональная сетевая акция, посвященная Всемирному дню авиации» (СОШ №5, г. Королёв).
В номинации «Лучшая практика по формированию читательского вкуса обучающегося» победила Анжелина Маричева с проектом «НЭБ Свет + Граффити» (АОУ «Лицей № 19», г. Королев).
В номинации «Лучшая тематическая выставка» лучшей признана Оксана Артамонова с проектом «Дети читают о войне – виртуальная выставка» (Лицей № 22, г. Воскресенск).
В номинации «Лучшая выставка одной книги» первое место – у Натальи Микитич за проект «Выставка-инсталляция как средство повышения уровня читательской культуры» (Заревская СОШ, г. Домодедово).
Все участники семинара получили сертификаты, которые дают право стать первыми слушателями курсов повышения квалификации школьных библиотекарей, подготовленными АСОУ. Курсы разработаны специально в помощь библиотекарям, проходящим путь цифровой трансформации своих библиотек.