Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Селфи эндоскопом

В Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре (МАСЦ) РНИМУ им. Н.И. Пирогова прошло мероприятие «Стань студентом на один день» в рамках празднования Дня студента. Александр Владимирович Гущин, заместитель директора МАСЦ, кандидат медицинских наук, врач-хирург, провел экскурсию для учеников медицинских классов двух московских школ, в ходе которой он честно рассказал о плюсах и минусах профессии и даже дал возможность школьникам почувствовать себя хирургами.

«На данное мероприятие пригласили как учащихся медицинских классов московских школ, так и участников “Большой перемены”, — уточнила Алла Андреевна Бакеева, глава Управления по работе с абитуриентами. — Эта встреча и была инициирована “Большой переменой”. В рамках экскурсии учащиеся смогли познакомиться с Мультипрофильным аккредитационно-симуляционным центром нашего Университета. Данное мероприятие у нас проходит на постоянной основе — минимум раз в неделю к нам приезжают школьники на мастер-классы».

В самом начале встречи Александр Владимирович объяснил слушателям цель, с которой был создан высокотехнологичный центр во Втором меде: «Здесь представлены технологии, благодаря которым врачи учатся всю жизнь. Сегодня я расскажу вам почему».

Учащиеся московских школ слушали лекцию о важности подобных площадок для становления будущих врачей. Именно в МАСЦ студенты, которые видят свое будущее в хирургии, учатся правильно проводить внутриполостные операции. «Конечно, никто не разрешит вам оперировать настоящих пациентов, — уточнил Александр Владимирович Гущин. — Учащийся здесь должен отточить свое мастерство на современных симуляторах, чтобы перейти на следующий уровень обучения, ведущий к аттестации».

О следующих этапах Александр Владимирович рассказал школьникам чуть позже, а первой остановкой был зал для конференций. Здесь можно проводить теоретические занятия и даже наблюдать за ходом операции, проводимой зарубежными врачами, например из Австралии или Японии. В этом зале прошла установочная часть экскурсии. Бросалась в глаза легкость, с которой лектор взаимодействовал с детьми. Было видно, как опытно он завладевал вниманием слушателей, не давая им скучать. В ход шли и шутки о смартфонах, и интересные медицинские факты. Например, детям обещали показать, как проходят операции, где не теряется ни капли крови.

«Со школьниками мы работаем достаточно давно, — объяснил Александр Владимирович Гущин. — В МАСЦ шестой год существует “Школа юного хирурга” — образовательный проект, позволяющий попробовать себя в роли врача-хирурга, генетика, невролога и в других медицинских специальностях. Конечно же, и “Университетские субботы”, в которых я участвую в качестве ведущего преподавателя с 2014 года. Разумеется, опыт общения со школьниками имеет место быть. Это не трудно — захватывать интерес молодых ребят и держать его, когда есть увлечённость с моей стороны. Ты видишь горящие глаза тех людей, которые только делают свой жизненный выбор, и стараешься помочь им поступить правильно».

В симуляционном компьютерном классе гостей ждали интерактивные человекоподобные роботы. В зависимости от поставленной задачи они имитируют человеческое поведение: кричат, плачут, жалуются или же, наоборот, хранят молчание, вводя новичков в ступор. Здесь и многочисленные тренажеры, где будущие хирурги практикуются с эндоскопом и лапароскопом, и макет беременной женщины.

Описывая работу жестких и гибких эндоскопов, Александр Владимирович Гущин отдельно отметил, что с развитием технологий врачам стало намного легче узнавать причины тех или иных заболеваний пациентов. Тонкий, управляемый с помощью манипулятора прибор может проникать в самые дальние уголки человеческого организма. В качестве примера были проведены бронхи. Если раньше врачу потребовалось бы хирургическим путем вскрыть орган, чтобы всего лишь поставить диагноз, то с появлением продвинутых инструментов достаточно завести внутрь аппарат, оснащенный камерой.

Стоит отметить, что школьники реагировали на специфические для непосвященного во врачебное дело термины и на истории о «раскрытии бронхов» абсолютно спокойно, что не свойственно людям их возраста.

Александра Владимировича это не удивило: «Естественно, мы преподаем медицину без всяких прикрас, чтобы школьники взвесили все за и против и сделали осознанный выбор своей будущей профессии.

Это был медицинский класс, а не общеобразовательный. Учащиеся уже нацелены читать соответствующую литературу и смотреть анатомические атласы. Но все равно реакции на какие-то моменты бывают разные. Например, одна из самых “романтичных” профессий в детском возрасте — судебно-медицинский эксперт. Школьники насмотрятся различных сериалов или кинофильмов, и чуть ли не половина пришедших желает выбрать именно такой путь. Мы с моими коллегами, в частности со знаменитым судмедэкспертом Алексеем Михайловичем Решетуном, вместе показываем, что же это на самом деле. Разумеется, не живьем, а на слайдах, с помощью симуляционных технологий, на специальных манекенах, изображающих все те случаи, с которыми придется сталкиваться в профессии. И вы знаете, многие подходят и благодарят нас с Алексеем Михайловичем: “Спасибо, что все нам показали, мы уже больше не хотим. Лучше пойдем в психиатрию”».

После симуляционного компьютерного класса школьников ждали две операционные — dry lab и wet lab, их еще называют «сухая» и «влажная». Александр Владимирович сразу же объяснил разницу между помещениями: в первом хирурги тренируются на живых тканях, совмещенных с тренажером, а во втором уже проводятся настоящие операции для прохождения аттестации. В «сухой» операционной случились, пожалуй, самые запоминающиеся моменты в рамках экскурсии. По крайней мере, дети здесь вели себя активнее всего, а уже после занятия наперебой рассказывали о том, как им оно понравилось.

А произошло вот что. Специально для гостей МАСЦ была проведена показательная операция по удалению полипов из желудка свиньи, который в таких случаях имитирует человеческий орган. С помощью метода плазменной электрохирургии вредоносные наросты срезались за считанные секунды, а зрители могли наблюдать за хирургическим вмешательством на мониторе, подключенном к аппарату. Именно благодаря этим технологиям во время операции не теряется ни грамма крови — вредоносный элемент удаляется петлей с температурой всего 30–40 градусов! Более того, после удаления рана сразу же прижигается, что исключает кровопотерю.

В этой же операционной школьникам дали возможность попрактиковаться на тренажерах, симулирующих настоящую операцию. Вооружившись зажимами, ребята пытались исполнить кажущиеся простыми манипуляции — переложить спички из одного углубления в другое. Многие вначале не могли приноровиться к тонкой технике, но у большинства в итоге получилось.

Между этими двумя занятиями Александр Владимирович Гущин и помогавшая ему во время экскурсии Анастасия Игоревна Кикот провели детей в ту самую wet lab, где уже происходят операции на живых существах. Подчеркиваем, именно на существах, ведь будущему хирургу, дошедшему до последнего этапа аттестации, все еще не доверяют работать с людьми. А кто же тогда оперируется на этих маленьких столах? Ответ: университетские минипиги, миниатюрные свинки. Александр Владимирович сразу успокоил всех присутствующих, рассказав, какой долгий путь проходят хирурги перед допуском к операциям на животных. После успешно проведенного хирургического вмешательства маленькие пациенты отправляются обратно в университетский виварий, где «все так же хрюкают и живут полноценной жизнью». В случае если операция прошла неудачно, то в дело включается комитет, проводящий полноценное расследование. Врач, допустивший фатальную ошибку, будет еще долго оттачивать свое мастерство на манекенах.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, опытный хирург решил позабавить детей, показав им настоящий эндоскоп (в других кабинетах находились лишь симуляторы). «Если мне нужно осмотреть какой-то фрагмент органа, то я просто воспользуюсь джойстиком на приборе, его гибкий конец повернет туда, куда мне нужно. Правда, сейчас мы ничего не увидим. Разве что можно сделать селфи», — посмеялся Александр Владимирович и повернул кончик эндоскопа в свою сторону.

Закончилась экскурсия там же, где и началась, — в конференц-зале. Среди школьников выбрали несколько добровольцев: одна девушка изображала пациентку, а другая — врача, которому нужно было сделать УЗИ конечностей и щитовидных желез. Ребята, не скрывая восторга, вжились в свои роли, попутно отвечая на вопросы лектора.

После окончания мероприятия десятиклассники поделились впечатлениями от посещения передового центра в РНИМУ.

Илья Гусев, 16 лет, школа № 1861: «Мне очень понравилось, интересно. Александр Владимирович — энергичный человек, поэтому с ним не устаешь от экскурсии. Получаешь большой объем информации, все запоминаешь. Произвела впечатление практика в оперировании, когда мы управляли зажимами. Было сложно. Куда я хочу поступить? Пока не думал, но есть предрасположенность ко Второму меду».

Анастасия Плужникова, 16 лет, школа № 1861: «Это совсем другие ощущения, когда видишь такие комплексы наяву, самостоятельно используешь манипуляторы, делаешь УЗИ. Запомнилась практическая часть и то, как нам показывали удаление полипов с помощью плазмы. Практика у меня получилась, хотя первое время было сложно: терялась в пространстве, сложно координировались руки и глаза».

Своими мыслями о будущем этих ребят поделился и Александр Владимирович Гущин: «Если человек поступает в медицинский вуз, то начинает сложное обучение. Поэтому студент должен быть мотивирован и иметь конечную цель стать кем-то. Да, не многие молодые люди, поступая в медицинский университет, понимают, какими именно специалистами они будут. Это приходит со временем, после посещения различных кружков, кафедр, изучения разных дисциплин и предметов. Все же за определенный период выбор должен быть сделан, ведь назад уже дороги нет. Еще в школе учащиеся могут оценить свои силы: потянут ли они, будут ли тренировать свой психоэмоциональный комплекс для того, чтобы стать нейрохирургом или терапевтом, педиатром.

Наиболее важное — бороться конкретно за каждую личность. Если один из ста будет специалистом, профессором, как Лео Антонович Бокерия и Александр Юрьевич Разумовский, — это уже большая победа для нас. Сложно сказать, какой процент пришедших сегодня ребят станет врачами, это зависит от многих факторов, но в первую очередь от них самих. Как они потянут сложное обучение в медицинском университете? Сделают ли правильный выбор и приобретут ли ту профессию, которая станет частью их жизни? Наша задача — не завербовать и мотивировать определенный процент подростков, но раскрыть перед ними настоящие карты, без романтизма, основанного на кинематографии. Мы показываем, как именно работают те же психиатры, хирурги и кардиологи. А студенты постепенно сделают свой выбор, когда поступят в вуз и поймут, что им ближе. Если мы каким-то образом поможем им, то это наша большая победа. И у нас есть такой опыт! Сейчас с удовольствием смотрим на наших превосходных учеников, окончивших ординатуру, как они, счастливые, выкладывают в своих социальных сетях те первые фотографии, когда только пришли в РНИМУ еще школьниками. Это такая радостная трансформация! Мы когда-то их на “Университетских субботах” знакомили с профессией, а теперь они стали настоящими специалистами.

Достаточно примеров, когда на моих глазах человек развивался, приходил школьником и в процессе обучения превращался в настоящего профессионала, становился нашим сотрудником. Теперь они владеют всеми высокими технологиями, представленными в Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре Второго меда. Они ценны и востребованы как профессионалы, а мы их приняли еще школьниками. И таких примеров много. Даже здесь, в МАСЦ, трудится специалист по учебно-методической работе Светлана Николаевна Маскина».

Более детально о пути от школы до Университета рассказала Алла Андреевна Бакеева: «Все наши мероприятия неразрывно связаны друг с другом, и экскурсия — стартовая точка. Вначале ребята просто приезжают познакомиться с Университетом, узнать его историю, посмотреть кафедры и Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр, пообщаться с действующими врачами, преподавателями — почетными профессорами РНИМУ. Дальше мы привлекаем их на цикловые занятия. Когда учащиеся точно понимают, что их выбор пал на медицину (обычно это происходит с 7-го по 9-й класс), они делают выбор профиля в школе. Например, останавливаются на медицинском классе. Также они выбирают наши подготовительные курсы, школу “Хим*Био*Плюс”. Будучи старшеклассниками, школьники готовятся к поступлению в Университет».

Вот так прошла экскурсия, которая запомнится ученикам 10-го класса еще надолго. Пока они не понимают, насколько им повезло. Ведь не секрет, что отечественные и иностранные специалисты записываются за годы вперед, чтобы когда-нибудь посетить МАСЦ в стенах РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

вуз: ФГАОУ ВО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Минздрава РФ
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: