Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Сегодня отмечают международный День женщин в науке

В конце 2015 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, провозглашающую 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке. Праздник действительно актуальный, ведь среди крупных исследователей мира женщин всего 30%. Авторы резолюции подчеркивают: женщины, составляющие половину населения мира, по-прежнему лишены возможности принимать полноценное участие в экономической деятельности. Но почему же так происходит? Да и вообще, стоит ли женщине заниматься научным трудом?

Об этом мы спросили профессора МИЭТ, директора Института СПИНТех, почетного работника высшего профессионального образования РФ Ларису Геннадьевну Гагарину.

– Лариса Геннадьевна, женщине реализовать себя в науке действительно труднее, чем мужчине?

– Однозначно труднее. Впрочем, я давно пришла к выводу, что это нормально. Ведь уже в школе мы сталкиваемся с тем, что практически во всех областях человеческой деятельности от искусства до технических изобретений и научных открытий великими творцами являются мужчины, незаурядных женщин – единицы. Почему это происходит? В силу физиологических, когнитивных и других биологических особенностей пола, что весьма целесообразно для сохранения и эволюции рода человеческого... Вопрос этот возник и был решен мной в подростковом возрасте: добиться того же результата в области, где доминируют мужчины, можно только работая в два раза усерднее их или будучи в два раза умнее.

– У вас в семье были ученые? Как вообще семья повлияла на выбор вашего пути?

– В нашей семье ученых не было, но мой отец, будучи студентом Санкт-Петербургского политехнического института, слушал лекции будущего академика А.Ф. Йоффе. Прекрасный организатор, создатель научной школы выдающихся советских физиков, таких как А. Александров, П. Капица, И. Курчатов, Н. Семенов и многих других, он разбудил в отце интерес к научному творчеству, техническому прогрессу. Впоследствии в семье постоянно обсуждались достижения советской науки и техники, практически все статьи журнала «Наука и жизнь». Специально для меня выписывались журналы, «Квант», «Химия и жизнь», «Юный техник». Кроме того, возвращаясь из очередной командировки, отец, главный инженер Государственного института проектирования металлургических заводов СССР, всегда рассказывал о новшествах инженерной мысли в области автоматизации не только в металлургии, но и в промышленности вообще.

Среднюю школу я оканчивала в математическом классе, где математику, физику, химию и литературу преподавали заслуженные учителя СССР. Кроме отменных знаний нам исподволь прививалась мысль о том, что мы, выпускники, в дальнейшем должны приносить пользу родной стране, поэтому выбирая свой путь из всех возможных, я решила стать инженером, ведь профессия эта творческая, интересная, а главное – нужная.

– Какие трудности были в начале вашей карьеры?

– Трудностей было много: в аспирантуру на кафедру вычислительной техники, которую я окончила, была очередь; для поступления в целевую аспирантуру пришлось уехать в г. Курган, но через год там закрыли тему исследований… В общем, в поисках целевой аспирантуры я провела лет пять после окончания института. Наконец, получила предложение войти в состав научно-технического отдела НПО «Зенит» в Зеленограде и приняла его с радостью: работа была интересная – новых идей полно, коллектив молодой, в штате мои сокурсники – «инженерная мысль» так и кипела…

– Вы помните, когда вы получили свой первый научный результат? Что это было (изобретение, технология, диссертация и т.д.)?

– Конечно, помню! Первый научный результат был получен в виде авторского свидетельства на изобретение способа одновременного тестирования N фотовспышек. До сих пор их выходной контроль проводился вручную – сидели 8-10 девушек и несколько раз замыкали контакты для получения вспышки, – процесс вредный, долгий, муторный! Автоматизация тестирования привела к значительному повышению производительности труда – теперь требовалась только одна работница для установки фотовспышек в шкаф, она же могла быть и оператором для запуска программы выходного контроля. Причем программно можно было задавать число тестов, время тестирования, длительность импульса поджига и т.п.

– Как вы попали в МИЭТ?

Авторское свидетельство навело на мысль о публикации в реферативном журнале, о выступлении на конференциях. Поскольку фотовспышки выпускались разные, требовались доработки конструктива шкафа и т.п. Кроме того, оказалось, что задача выходного контроля математически описывается в терминах редеющего потока, а это уже научная новизна! Началась работа над диссертацией – поездки в Ленинку, уточнение проблемы исследования, эксперименты… Неожиданно на «Зените» объявили набор в заочную аспирантуру при МИЭТ, я поступила туда уже имея 7 публикаций, изобретение и написанную диссертацию. Сдавая кандидатский минимум, я параллельно искала руководителя, им стал профессор, д.т.н. Н.Д. Дубовой. Видимо, оценив мой научный потенциал, в 1993 году после защиты кандидатской он предложил мне стать научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории управляющих информационных систем. Затем была докторантура, защита докторской, преподавательская деятельность на кафедре информатики и программного обеспечения вычислительных систем (ИПОВС). Работа со студентами оказалась настолько интересной, что несмотря на маленькую зарплату в двухтысячные годы, у меня даже мысли не было покинуть МИЭТ!

– Каковы достижения Института под вашим руководством?

– С 2001 года на кафедре ИПОВС под моим руководством запущен проект «Научно-техническое творчество молодежи» (НТТМ), суть которого заключается в поддержке креативных студентов и аспирантов, а также в их деятельной подготовке к участию в различных молодежных конкурса. В рамках проекта магистранты кафедры практически до 2014 года массово участвовали в молодежных конкурсах Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) – 8 человек удостоено медали ВВЦ, 27 – лауреаты различных премий, дипломов и призов; мое участие отмечено дипломами руководителя проектов «НТТМ 2005-2013».

С 2014 года на ежегодных собраниях студентов-выпускников перечисляются все существующие молодежные конкурсы; далее на своих консультациях я разъясняю методику подготовки Научно-исследовательской работы студентов с учетом особенностей конкурсов «Инженеры будущего», «Территория смыслов», «Наука – молодым», «ИТ-планета» и т.д. Особенно впечатляющих результатов СПИНТех добился в конкурсе «УМНИК» – только в 2021 году подано 62 заявки, четверо студентов стали победителями и, думаю, лишь потому, что заметно усилилась реклама конкурса – ранее, 3 года подряд, из 30-40 поданных заявок побеждали 5-8.

Также студенты СПИНТех принимают активное участие в ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатизации в цифровой экономике и научных исследованиях», инициированной ИПОВС и впервые состоявшейся в далеком 2010.

Наконец, нашей визитной карточкой является участие студентов во всероссийских и международных олимпиадах по программированию, где команда кафедры/Института не раз выходила в полуфинал.

– В вашем Институте много девушек-ученых? Расскажите немного о них.

– Девушек-выпускниц я обычно сразу предупреждаю о сложностях, которые их ждут на пути в большую науку. Впрочем, они сами все прекрасно понимают, и, если уж решают поступать в аспирантуру, то учатся прилежно и упорно, знают, чего хотят достичь, зачем им это надо. И защищаются прекрасно, и преподают потом увлеченно, с азартом решая сложные задачи.

Будучи руководителем, я слежу за тем, чтобы в коллективе сохранялся паритет: молодых преподавателей юношей и девушек у нас примерно одинаковое количество, но творческий потенциал девушек гораздо выше: их не останавливает ограниченное число мест в аспирантуру – гораздо охотнее и быстрее они защищаются соискателями. Причем, не желают останавливаться на достигнутом: только что защитила докторскую диссертацию А.И. Кононова, пишет Ю.С. Шевнина…

– Как вы думаете, войти в науку сегодня сложнее или проще, чем во времена, когда вы писали диссертацию?

– Думаю, во все времена для женщин существуют те или иные трудности. В советское время это был ограниченный прием в аспирантуру, причем принимали преимущественно мужчин, но зато у поступивших не было проблем с постановкой задачи, так как работало довольно много НИИ и НПО, научная тематика которых определялась Госпланом. Теперь в аспирантуру поступить легко, но при отсутствии производства в тех отраслях промышленности, которые были упразднены в 1991 году, сложно определиться с тематикой. Кроме того, осталась все та же специфика «неженских профессий», о которой я говорила, отвечая на первый вопрос.

– Лариса Геннадьевна, поделитесь своими секретами женского счастья.

Полагаю, у счастья нет ни пола, ни возраста. Главное, что я востребована, работаю среди молодежи, постоянно созидаю и творю… Возможно, это не совсем счастье, но вполне может его заменить.

А закончить интервью мне хочется словами принцессы Дианы: «Женщина, которая считает, что наполнить ее жизнь смыслом может только мужчина, просто не пробовала работать».

вуз: Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: