10 февраля в рамках VII Международного фестиваля науки МГОУ в онлайн-формате прошла лекция «Русский язык как оптимальный инструмент межкультурного диалога». Её модератор – доктор культурологии, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания МГОУ Владимир Елистратов. Лекция была интересна не только лингвистам, и культурологам, но и всем тем, кто интересуется современным русским языком.
Автор множества трудов, в том числе «Толкового словаря русского сленга», «Словаря языка Василия Шукшина», «Словаря крылатых слов (русского кинематографа)», переводчик, поэт, прозаик, эссеист, публицист и самый известный в России специалист по сленгу Владимир Елистратов рассказал о значимости русского языка в межкультурном диалоге:
– Известно, что русский язык типологически близок к санскриту и древнегреческому. Главная мысль, которой я поделился на лекции, – язык определяет наше с вами мышление. Каков язык, таков и человек. Нет языков плохих и хороших, но есть те, которые важны в данный момент. И этим языком является наш с вами русский язык. Он стал средством межнационального общения народов, у него особое предназначение – объединять разноязыкие народы России, приобщать их к сокровищнице мировой культуры, пополнять её национальными культурными достижениями.
– Какой совет Вы можете дать нашим студентам, которые хотят заниматься наукой?
– Занимайтесь наукой, увлекайтесь, исследуйте новое и неизведанное! Делайте всё, что в ваших силах, чтобы наука была не занудной, а интересной. Для этого надо быть увлечённым и понимать современный вектор научных исследований. Сейчас есть интересные работы молодых учёных. Например, изучение интернет-мемов, интернет-сленга, фотографии как языка и многие другие темы. Их бесконечное число, потому что язык – подвижная система. Главное – личность должна быть видна в ваших исследованиях.
Ещё одним интересным событием 3 Дня VII Международного фестиваля науки стал мастер-класс Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области совместно с Российским представительством Microsoft «Доступная среда и равные возможности с технологиями Microsoft». Мероприятие провели для студентов университета, педагогов-практиков Московской области и России. Модератором мастер-класса выступил ведущий специалист учебно-научной лаборатории инклюзивного образования лиц с ОВЗ, исполнительный директор Союза дефектологов, руководитель Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области, член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ, член координационного совета движения «Абилимпикс» Георгий Крюков.
– Информационные технологии способны облегчить жизнь людям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями. Речь идёт об устройствах, экраны которых оснащены функциями увеличения текста, или тех, которые переводят текст в речь для слабовидящих людей. Технологии Microsoft могут быть полезны и учителям, которые работают с детьми с особенностями развития в школах, и студентам – будущим педагогам. Научиться применять в работе новые технологии очень важно! Поэтому мы планируем создать в университете образовательный модуль и для студентов, и для педагогов – он будет доступен в рамках курсов повышения квалификации, — отметил Георгий Крюков.
10 февраля также состоялась Международная научная конференция «Проблемы преемственности в словесном искусстве Серебряного века и Русского зарубежья (V Смирновские чтения)». Учёные-литературоведы, аспиранты, магистранты, студенты говорили об эпохе Серебряного века и Русского зарубежья как о феномене. Модераторами выступили: Вера Климчукова, заведующий кафедрой русской литературы ХХ века, и Марина Силаева, доцент кафедры русской литературы ХХ века, заместитель декана по научной работе факультета русской филологии.
На онлайн-конференции «Интеграция психологической науки и практики: основные проблемы и новые перспективы развития» и.о. заведующего кафедрой психологического консультирования факультета психологии Александр Поляков и участники рассмотрели актуальные проблемы практики психологического консультирования, психокоррекции и тренинговой работы. Также они говорили о психологии образования, психологических последствиях пандемии COVID-19 для человека.
На X Межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы безопасности» рассмотрели проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма, безопасности жизнедеятельности в природной и техногенной среде, образование в области безопасности жизнедеятельности в России и зарубежных странах.
Международная научная конференция «Актуальные проблемы философии: история и современность» была посвящена историко-философским и социально-философским проблемам. Представители отечественных и зарубежных академических сообществ обменялись опытом. Модерировали конференцию: Яна Бондарева, заведующий кафедрой философии, и Сергей Буренков, доцент кафедры философии.
На мастер-классе «Denglisch: узнаём английский в немецком! На каком языке говорит современная Германия?» участники узнали, что такое «Denglisch» и какое влияние на лексическое оформление немецкого и русского языков оказали англоязычные заимствования в период пандемии COVID-19. Модераторами конференции выступили декан факультета романо-германских языков Вероника Шабанова и доцент кафедры германской филологии Оксана Сорокина.