Как формируется одарённость? Как создать условия для реализации одарённых детей? Большое значение здесь имеет работа преподавателя высшей школы! В этом уверен аспирант 1 курса кафедры педагогики и современных образовательных технологий МГОУ Александр Марушин. Молодой учёный исследует проектирование образовательного пространства школы как фактор развития ценностных ориентаций одарённых детей. В интервью Александр рассказал о научном исследовании, опыте работы за рубежом, актуальных в цифровую эпоху навыках и вечных ценностях.
-Александр, с чем связан выбор направления вашего исследования?
-Мы знаем, что сейчас проводят большое количество исследований в сфере нейробиологии. Учёные ищут ген одарённости и какие факторы развития одарённости существуют. Ведь кто такие одарённые дети? Это наши завтрашние учёные, спортсмены, музыканты, писатели, художники, артисты. Одарённые дети – те, о которых говорят «золотая молодёжь». Сейчас сменился ценностный акцент, и это понятие стало означать совершенно другое. Ещё одна важная причина – сейчас мы живём в эпоху цифровизации, когда к человеку предъявляются новые требования. Государству нужен новый тип людей, который будет соответствовать всем этим критериям. В новых экономических реалиях нужны специалисты, которые могут принимать альтернативные решения. Это касается не только бизнеса – нужны учёные, которые вырабатывают концепции развития экономики. Это как раз те учёные, которые вчера были одарёнными детьми! Если мы вовремя выявим одарённость, мы можем её поддержать, создать все условия для самореализации таких детей. Важно то, что в своём исследовании мы делаем акцент на ценностных ориентациях. Ведь одарённость может быть разной! Учёные могут как создавать блага для людей, так и проводить исследования, угрожающие их жизни! В своём исследовании мы делаем акцент на том, что школа формирует ценности: семья, любовь, дружба, образование. Именно одарённые дети будут выносить эти ценности в общество.
-В чём важна здесь работа преподавателя высшей школы?
-В нашем университете мы как раз и готовим будущих специалистов, которые будут работать с одарёнными детьми. Что касается нашего исследования, то наша задача – выстроить модель современной школы, которая будет заниматься развитием наших одарённых детей. Мы планируем внедрять современные технологии работы в школах Москвы, Московской и Оренбургской областей. Можно сказать, что мы с моим научным руководителем – профессором, доктором педагогических наук Людмилой Васильевной Мосиенко являемся первопроходцами в этой теме.
-В каких научных журналах вы публикуетесь?
-Сейчас мы готовим статью в журнал «Педагогика». Будем сравнивать опыт России и зарубежья по работе с одарёнными детьми. Если на западе данными научными исследованиями занимаются более 50 лет, в нашей стране он сравнительно небольшой. Вместе с тем перенимать опыт работы с одарёнными детьми в нашу страну приезжают специалисты из Китая.
-Александр, каков ваш опыт преподавательской работы?
-По образованию я лингвист-переводчик. В 2015 году окончил специалитет Оренбургского государственного университета, работал около 10 лет в специализированных лингвистических учреждениях. Год преподавал в школах Франции русский язык как иностранный, русскую культуру. Конечно, во время преподавания за рубежом я приобрёл новый, важный для себя опыт. Например, увидел, как на занятиях применяются новые педагогические технологии. Это обязательно внедрять в наших школах, обучать новым методикам студентов высшей школы, в том числе! Около года я веду занятия для студентов факультета истории, политологии и права, русской филологии, физико-математического факультета. Преподаю основы вожатской деятельности, педагогику, педагогическую деятельность в полиэтническом и поликультурном пространстве. То есть, методику преподавания иностранным гражданам, а также технологии, формы и методы работы с одарёнными детьми.
-Какое значение имеет для вас университет?
— Именно в университете можно открыть для себя науку и серьёзно заниматься исследованиями, встретить преподавателей – кандидатов, докторов наук, перенимать их огромный научный опыт. В вузе мы формируем имидж студента как будущего специалиста. Цель всех моих научных исследований – применить мои знания на практике, поделиться ими с моими студентами. Когда я вижу, что они могут реализовать технологии работы с одарёнными детьми уже в своей работе, значит, мой труд был не напрасным.