Педагог, священник, известный публицист и выпускник МОПИ имени Н.К. Крупской! В 1982 году Алексей Уминский окончил факультет романо-германских языков нашего вуза. Около 7 лет преподавал французский язык в школе, а в 1990 году принял священный сан. С 1993 года отец Алексий – настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. В интервью протоиерей рассказал о том, чем ему запомнилась студенческая жизнь и как педагогические навыки помогают ему уже более 30 лет.
–Расскажите о ярких моментах вашей студенческой жизни!
– МОПИ дал мне очень много! Здесь я встретил своих друзей, с некоторыми из них я до сих пор общаюсь. У нас выпустилось очень много хороших девчонок и ребят. Особенно мне запомнился студенческий театр нашего факультета. У нас были прекрасные педагоги, которые давали нам максимальную возможность изучать язык! Например, в страну изучаемого языка – Францию я приехал только спустя 15 лет после окончания института. 10 лет по-французски я не разговаривал вообще. Приехал и стал общаться настолько свободно, как будто я говорил на французском всю жизнь. Некоторые собеседники, с которыми я разговаривал, спрашивали у меня: «А вы француз?» Глубокие знания языка – не моя заслуга, а наших преподавателей!
–Как произошёл разворот в вашей жизни – от педагога к священнику?
– Мы жили в такое время, когда идеологическая система советской власти давала серьёзный крен и среди студентов было много свободномыслящих людей. У многих ребят родители ездили на запад, и у них была возможность больше знать о жизни за границей. Эти студенты и выглядели по-другому: ходили в джинсах, носили длинные волосы. Между нами ходила, в том числе, самиздатовская литература. Мы вели всевозможные свободные беседы между собой, не опасаясь никакой цензуры и очень интересовались вопросом религии. По дороге в институт я стал заходить в Елоховский Богоявленский собор на Бауманской, рядом с нашим корпусом. Меня очень заинтересовало богослужение, сама храмовая атмосфера. Постепенно я пришёл к вере. В 1990 году, когда был выпуск моего 10 класса, я уже был рукоположен в диаконы. Об этом ещё никто не знал, кроме директора школы. Со временем она стала глубоко верующим человеком.
-Как педагогические знания помогают вам сегодня как священнику?
– Педагогика – это вся моя жизнь! Когда я ещё был учителем, в конце 80-х гг. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры развернуло масштабные работы по реставрации старинных храмов Москвы. Стали приглашать волонтёров для уборки храмов от мусора. Мы с детьми каждое воскресенье работали в храмах, и им очень это нравилось! В этот момент они чувствовали, что делают очень важное дело. После этого мы поили детей чаем с бутербродами. Представители ВООПИиК рассказывали историю этого храма, историю Москвы. Это было бесконечно интересно! Сейчас, проезжая по центру Москвы на машине и смотря на прекрасные храмы, я про себя отмечаю: вот в этом храме мы трудились, и в этом – тоже. Так более 10 храмов мы смогли очистить от мерзости запустения. Эта работа была такой маленькой проповедью для детей: не говоря о Боге напрямую, мы могли сделать детей участниками приобщённости к святыне. Это действовало на их очень благотворно. Я считаю, работа педагога заключается в том, чтобы передать детям важные истины, сформировать их представление о правде, истине, добре и зле. Этот опыт работы с детьми, совместных поездок, разговоров по душам во многом сформировал моё отношение к молодёжи в храме.
-Расскажите о вашем служении!
– Храм, в котором я настоятель, открыт уже 30 лет! Всё это время свою педагогическую деятельность не прекращаю! Являюсь духовником Свято-Владимирской православной школы, преподаю там, общаюсь с детьми. Уже 30 лет исполнилось моему сыну – ровно столько, сколько мне, когда я стал священником! Те, люди, которые 30-летними пришли в храм, им уже 60. Приходят и молодые: из них, их друзей, которые сами ищут дорогу к Богу, состоит наша молодёжь. В храме есть все поколения людей. Я не стараюсь их как-то специально привлечь. Главное, чтобы приходская жизнь была не формальная, чтобы люди себя проявляли с самых прекрасных сторон.
Наш храм занимается и благотворительностью, и воспитанием. За это время мне удалось написать несколько книг по христианскому воспитанию детей. В память о нашем студенческом театре уже около 7 лет назад мы открыли в нашем храме молодёжный театр. У нас есть сформировавшаяся группа, декорации, костюмы, ребята с воодушевлением играют в спектаклях.
– Какое значение имеет университет для вас?
– Я когда поступал в этот вуз, никогда всерьёз не думал, что буду работать учителем. Мы не были примерными студентами, бывало, и прогуливали, но ощущали уровень любви к своему предмету, который был в наших преподавателях. Этот уровень был совершенно потрясающим! Мы не были за границей, не бывали во Франции, но мы великолепно знали французскую культуру, французские песни, читали французскую литературу. Я с огромной благодарностью это вспоминаю. Тем, кто только поступает в университет, я бы хотел пожелать не бояться быть педагогом. Когда я стал работать в школе, понял, что быть учителем – это необыкновенное чудо! Желаю абитуриентам войти в эту профессию, которая одновременно является и служением, и образом жизни.