Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Ко Дню реставратора. Интервью на кафедре «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАРХИ

1 июля отмечается профессиональный праздник — День реставратора. Дата проведения была выбрана неслучайно. К этой дате есть историческая привязка — 1 июля 1945 года для проведения масштабных реставрационно-восстановительных работ постановлением Совнаркома были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские при Ленгорисполкоме.

О сложной, но интересной профессии реставратора рассказали заведующий кафедрой «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАРХИ профессор Евгений Вадимович Полянцев и профессор кафедры, эксперт государственной историко-культурной экспертизы, руководитель реставрационной мастерской «АРМ-Эстрейя», почетный архитектор-реставратор Москвы Лариса Валерьяновна Лазарева.

— Насколько сейчас востребована специальность реставратора?

Лариса Валерьяновна: Реставраторы – это те же архитекторы, только углубленно занимающиеся проблемами сохранения исторических объектов, объектов культуры, объектов истории – так называемых объектов исторического наследия. Москва строилась и строится слоями, поэтому без реставраторов никак. Департамент культурного наследия города Москвы  и Министерство культуры России совместно с различными советами определяют, какое здание в Москве имеет право быть охранным с тем или иным статусом, а какое может быть новым. Я считаю, что эта специальность сейчас не просто востребована, а супер востребована. Но необходимо различать просто исследователя, который, предположим, разбирается в кладке кирпича здания и может определить исторический временной период этой кладки, и архитектора-реставратора, который может дать зданию дальнейшую жизнь. На кафедре «Реконструкция и реставрация в архитектуре» именно к этому и стремятся.

Евгений Вадимович: Мы сейчас живем в противоречивое время. Если брать объем  финансирования реставрационных работ, то может сложиться впечатление, что реставраторы не нужны, а если посмотреть на запрос, то, конечно, без реставраторов никак. В этом я как раз вижу огромную роль МАРХИ и РААСН. На всех уровнях власти, на различных собраниях и совещаниях говорят, что специалистов по реставрации нет. Однако многие реставрационные мастерские недополучают финансирование. Безусловно, это сдерживает наших выпускников-молодых архитекторов — от выбора специальности реставратора. Эту ситуацию необходимо  исправить, иначе в этой профессии никого не останется. Авторитет нашего вуза может в этом помочь. Историческое наследие России – это наше достояние и гордость. Без решения вопросов охраны объектов культурного наследия  невозможно сегодня формулировать стратегию расселения в Российской Федерации. Моя позиция заключается в том, что жизнь должна вернуться во все те места, где есть памятники архитектуры.

— Какова разница между архитектором-реставратором и архитектором, занимающимся реконструкцией? И есть ли эта разница?

ЕВ: В истории нашей кафедры было только 5 лет, когда эти направления были разделены на две кафедры. И этот опыт показал, что так не правильно, что эти специалисты должны обучаться совместно, потому что они получают единый комплекс знаний. Лучшие реставрационные школы мира (например, итальянская) не проводят этой границы, между реставратором и «реконструктором», один специалист  занимается всеми вопросами, в работе эти направления движутся одновременно. А если это все-таки два разных специалиста, то работа возможна только в тесном сотрудничестве и постоянном диалоге. Самое страшное для памятника архитектуры – это инженерные коммуникации.  Они могут убить любой объект культурного наследия. Практически все реставрируемые объекты должны продолжать жить и функционировать. Именно поэтому важны оба направления: реставрации и реконструкции.

— С какого курса студенты МАРХИ начинают выезжать на объекты?

ЕВ: В соответствии с учебной программой МАРХИ студенты кафедры «Реконструкция и реставрация в архитектуре» начинают выезжать на объекты с 5 курса бакалавриата, когда начинается специализация. Мы считаем, что проблематика нашей кафедры чрезвычайно важна и сложна для освоения. Поэтому фактически мы включаем специализацию для наших студентов с самого начала их пребывания на кафедре, то есть с 3 курса. Помимо всего прочего мы касаемся и философских вопросов, так как существует не просто восстановление утраченного объекта, но еще и ожидание общества относительно этого.

Студенты в силу возраста и недостаточности знаний не всегда понимают эту суть. Поэтому важнейшая часть обучения на нашей кафедре – предпроектный цикл исследований, обучение студентов навыкам видеть. Мы выезжаем со студентами на объект, где студент  все заснял и зафиксировал, но половину информации он не считал. Задача педагога – расшифровать и объяснить эту натуру. Всегда считалось, что вопросы реконструкции – наивысшая отметка мастерства, доступная только специалистам, не молодежи.

ЛВ: Да, это действительно так. К 5 курсу студент подготовлен, чтобы только начать понимать при желании, что такое реставрация. К этому времени появляется некий культурологический запас. Без этого запаса говорить о реставрации невозможно.

— Какое напутствие вы можете дать молодым архитекторам – выпускникам вашей кафедры?

ЕВ: Единственное напутствие —  это любить свое наследие, историю своей Родины, ее культуру и понимать всю ответственность, которая ложится на их плечи в связи с выбранной профессией. Задача кафедры и ее преподавателей – воспитать гражданскую позицию, чтобы приоритеты подлинного сохранения объектов культурного наследия были превыше сиюминутной материальной выгоды.

вуз: Московский архитектурный институт (государственная академия)
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: