Сергей Власов – ведущий учёный МГОУ. Сергей Владимирович более 30 лет занимается исследованиями в области цитогенетики (раздел генетики, который изучает хромосомную структуру ДНК в ядре клетки). Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и биоэкологии факультета естественных наук изучает кровососущих насекомых – мошек. В интервью Сергей Власов рассказал о научных исследованиях и экспедициях по изучению насекомых и научных достижениях своих студентов – молодых учёных Университета.
– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, как начался Ваш путь в науку?
– В 14 лет я уже точно решил, что стану биологом. В старших классах занимался в кружке при московском Обществе испытателей природы. Помню наши экспедиции в один из старейших в России Кандалакшский государственный природный заповедник. Это удивительное место находится на побережье и островах Баренцева моря и Кандалакшского залива Белого моря. Там, на острове Ряшков, мы изучали морских беспозвоночных. Уже готовясь к поступлению в вуз, узнал, что в МОПИ имени Н.К. Крупской сильная кафедра зоологии. В вузе под руководством профессора Ольги Николаевны Сазоновой участвовал в двух диптерологических экспедициях в Сихотэ-Алинский биосферный заповедник. Мы занимались несколькими группами кровососущих насекомых. Я стал изучать мошек (семейство Simuliidae), которых исследую до сих пор. В 1984 году я познакомился с Лидией Архиповной Чубаревой – крупным цитогенетиком-симулиидологом. Лидия Чубарева основала школу цитогенетиков-кариосистематиков в СССР и России. Именно она посоветовала мне заняться исследованием хромосом мошек. Вообще, цитогенетика насекомых – интересное направление! Она помогает разобраться в базовых законах живых систем, в эпизоотических рисках.
Моя научная работа в нашем вузе стала плодотворной благодаря заведующему кафедрой Михаилу Ивановичу Гордееву. Научными исследованиями в области цитогенетики я занимаюсь уже более 30 лет.
– Расскажите, пожалуйста, о Ваших исследованиях.
– Сейчас я изучаю подрод мошек Wilhelmia. Это трудный, ещё малоизученный подрод. Необходимо проводить сравнительный цитогенетический анализ насекомых. Здесь мы сотрудничаем с нашими коллегами – специалистами в области молекулярной диагностики из Турции. Для сравнительного анализа мы также используем материал из Армении. По фиксированным хромосомным перестройкам пытаемся реконструировать филогению, то есть понять эволюционные взаимосвязи этих видов. Также мы обнаружили, что за последние 20 лет два южных вида мошек значительно продвинулись на север, и теперь встречаются у нас, в Московской области. Изучая инверсионный полиморфизм, мы стараемся установить, откуда пришли к нам эти виды – из Европы или с Кавказа.
– Сергей Владимирович, Вы выезжаете в научные экспедиции вместе со студентами. Почему это важно для молодых учёных?
– Экспедиции – это всегда интересно! Мы выезжали на Валдай, по европейской части России (Кострома, Йошкар-Ола, Казань, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Архангельск, Тула, Орел). Мы исследуем личинки мошек, а развиваются они только в проточных водоёмах. Поэтому обследуем большое количество ручьёв и рек. Приходится и промокать, и страдать от укусов насекомых, а против мошек не действуют репелленты! Поэтому ребята учатся в экспедициях стойкости, что тоже очень важно! Молодому учёному необходимо участвовать в «полевых» исследованиях, чтобы узнать как можно больше данных о современном состоянии фауны и об особенностях генетической структуры популяций мошек. Это помогает понять механизмы фауногенеза и эволюции. Мы изучаем видовой состав и экологию, проводим цитогенетический анализ. Сейчас хромосомы исследованы менее чем у четверти известных видов мошек, и не всегда достаточно подробно. Наши исследования позволяют уточнить видовой состав мошек отдельных регионов, их ареалы и какую роль в формировании фауны играют исторические и современные экологические факторы.
– Научный опыт Вы передаёте студентам нашего вуза с 1983 года! Какие дисциплины вы преподаёте?
– Я преподаю на факультете естественных наук и на медицинском факультете. Мои дисциплины – это основы современной биологии, биология размножения и развития. Я также веду ряд специализированных курсов по системной экологии, моделированию экосистем, математическим методам в биологии, эволюционной экологии и другим. Я провожу практикумы для магистрантов, на которых будущие учёные учатся основам анализа хромосомных реорганизаций. Студенты могут попробовать себя в роли цитогенетика: научиться картированию и сравнительному анализу хромосом, а также познакомиться с методами статистического анализа инверсионного полиморфизма, наблюдаемого в популяциях.
– Вы успешно готовите и молодых учёных. Расскажите о научных достижениях ваших студентов.
– Я очень рад, что мои студенты развиваются в той же области научного знания, которой я посвятил всю свою жизнь! Вместе с моей магистранткой Варварой Тополенко мы, по сути, единственные в России занимаемся исследованиями хромосом мошек. Варвара – победитель Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» в 2021 году с проектом по изучению генетической структуры популяций мошек в европейской части нашей страны. Ранее победителем конкурса стал и Иван Горлов с работой по геометрической морфометрии видоспецифичных морфологических признаков личинок мошек.
Хочется, чтобы молодых учёных было больше, чтобы появлялись новые идеи и актуальные, важные для современной науки исследования!