Ученые Центра компетенций НТИ по большим данным Московского университета обосновали, почему эффективно применять единую информационную среду для организации мобильной мультимодальной перевозки пассажиров или грузов. Под этим понимается использование разных видов транспорта, в частности, железнодорожного, что способствует улучшению городской экосистемы общественного транспорта. Исследовательский проект будет представлен в рамках Международной научно-практической конференции MiTR 2022, которую Ассоциация поддержки научных исследований организует 21 сентября 2022 года совместно с транспортными вузами России, Беларуси и Узбекистана.
В современном мире к перемещению людей и грузов предъявляются требования не только безопасности, но и высокой скорости и легкости организации. Надежным способом обеспечения этих требований является перевозка пассажиров или грузов различными видами транспорта в рамках единого информационного пространства. При этом используют цифровые платформы, на которых перевозчики, клиенты и другие участники процесса транспортировки могут получить или предоставить широкий набор услуг: от обмена документацией и покупки билета до планирования маршрута и реализации бонусной программы.
Изучив зарубежный и российский опыт практического применения концепции Mobility As a Service, или MaaS, исследователи пришли к выводу, что использование единой информационной среды для организации мультимодальных перевозок может удовлетворить требования клиентов транспортных компаний. Использование MaaS-платформ обеспечивает решение вопроса координации работы транспортно-логистических центров и повышения качества обслуживания клиентов.
«Концепция MaaS подразумевает внедрение цифровых сервисов для клиентов в качестве одного из своих ключевых инструментов. В режиме реального времени они анализируют возможные сценарии пассажирских и грузовых перевозок на разных видах транспорта, отслеживают трафик, дорожные происшествия и прочее», — пояснил один из разработчиков проекта, руководитель направления технологического консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ Дмитрий Архипов.
В своей работе исследователи использовали лучшие практики ведущих железнодорожных и транспортных компаний, занимающихся мультимодальными перевозками с использованием цифровых платформ для их организации, а также определили уровень развития технологии в России в сравнении с мировыми лидерами.
«В России мультимодальные перевозки активно развиваются, например в компании ОАО "РЖД", и, по сравнению с зарубежными странами, находятся на начальных этапах развития. Отсутствие платформ для формирования единого информационного пространства в сегменте грузовых перевозок обусловливает разрозненность информационной и транспортной инфраструктуры компаний-операторов и низкую возможность всестороннего анализа предпочтений клиентов. Использование соответствующих платформ в области пассажирских перевозок также ограничено — в регионах страны необходимо активное развитие инфраструктуры и цифровизация транспорта. Тем не менее, потенциал данной технологии в России в рамках деятельности ОАО "РЖД" велик. В России может быть создана новая цифровая среда, ориентированная на лучшее функционирование всей транспортной системы», — подытожил Дмитрий Архипов.