Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева был основан 10 декабря 1947 года, а 21 сентября 1960 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, открыт для посетителей. О значении создания в советское время музея древнерусского искусства рассказывает многолетний сотрудник музея, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.
Есть в Москве удивительное место – древний Спасо-Андроников монастырь, в котором расположен музей, носящий имя великого святого иконописца. Стоит монастырь на высоком берегу реки Яузы, недалеко от ее впадения в Москву-реку.
Когда-то поселились там безвестные монахи, может быть, еще в XIII веке. А позднее там создал обитель святой Андроник, ученик преподобного Сергия Радонежского. Святой митрополит Алексий привез из Константинополя икону Нерукотворного Спаса, в честь иконы и назвали новый монастырь. А вскоре он прославился тем, что в нем жили выдающиеся иконописцы – Андрей Рублев и Даниил Черный. Особенно известен преподобный Андрей Рублев, написавший икону «Святая Троица», которая известна всему миру. Это было в начале XV столетия.
Прошло полтысячи лет, и в XX веке в России произошла революция – самая кровавая из всех известных миру революций. Революция эта была направлена не только на смену власти, но главное, она прославилась как самая безбожная, самая атеистическая из всех вообще антирелигиозных движений в человечестве. Она дышала ненавистью ко всем религиям, особенно к Православию – национальной религии русского народа. Творцы революции решили уничтожить все религии, чего Бог не допустил: произошла страшная война, и властям пришлось открывать церкви, хотя их было немного.
А в 1947 году произошло удивительное событие, которое можно назвать чудом: атеистическое советское правительство объявило о создании Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В разгар продолжающихся гонений на Церковь вдруг принимается решение о воссоздании монастырского ансамбля (хотя и не целиком) и увековечении памяти великого русского иконописца Андрея Рублева присвоением его имени новому музею. Действительно, Андрей Рублев жил, трудился много лет в этом монастыре и там же скончался. И вот, после длительной реставрации, уже в 1960 году, когда память Андрея Рублева праздновалась в рамках ЮНЕСКО, музей стал принимать посетителей, стала постепенно расти его экспозиция. Мало-помалу, сложился единственный в стране государственный музей церковного искусства, которое можно было называть только «древнерусским», потому что ни о какой церковности нельзя было даже упоминать в официальных документах. Но как ни называй, а музей собирал предметы исключительно религиозного, христианского, православного искусства. И он стал настоящим центром духовного просвещения в тот поистине мрачный период нашей истории. Разумные учителя приводили в этот музей советских школьников, у которых в то время обычно не было никакого представления о религии и Церкви. Его постоянно посещали многочисленные священнослужители, приезжавшие в Москву как из России, так и из заграницы. Про музей тогда вполне можно было сказать: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
И поныне Музей имени Андрея Рублева, ныне имеющий всемирную известность, несет свою высокую миссию духовно-художественного просветительства. Его экспозиции, где представлены великолепные произведения церковного искусства с XIII по XIX век, свидетельствуют о вечном, они открывают духовный смысл не только искусства, но и бытия вообще. Там проходят разнообразные выставки по иконографической тематике, конференции с содержательными докладами о смысле сложных иконных композиций. Приглашаем всех посетить уникальный музей, демонстрирующий подлинно духовные ценности.
декан факультета церковных художеств, прот. Александр Салтыков