Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Прежде всего хочу поблагодарить за то, что держите в приоритете вопросы обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.
Министерство внутренних дел тесно сотрудничает с нижней палатой Федерального Собрания.
Особенно отмечу поддержку в принятии в декабре прошлого года 424-го Федерального закона. Им скорректированы положения, касающиеся осмотра места происшествия, оцепления территорий для защиты граждан, вскрытия транспортных средств и других важных для полиции аспектов.
Мониторинг правоприменения подтвердил целесообразность и своевременность данной работы.
В текущем году внесено пять проектов федеральных законов, подготовленных Министерством, осуществляется сопровождение ещё девяти.
Пользуясь случаем, выражаю признательность за плодотворное взаимодействие и конструктивное рассмотрение наших инициатив.
Переходя непосредственно к повестке дня, подчеркну, что она включает в себя широкий спектр направлений.
Остановлюсь на наиболее значимых. При необходимости отдельные моменты готов осветить подробнее в ходе ответов на ваши вопросы.
В настоящее время на деятельность органов внутренних дел продолжают оказывать влияние внешние и внутренние факторы.
Среди новых вызовов – агрессивная политика коллективного Запада, откровенно провокационный и террористический характер действий правящего киевского режима.
В этой связи проводится комплекс мероприятий по недопущению осложнения оперативной обстановки и своевременному реагированию на её изменения.
Личный состав ряда территорий переведён на усиленный вариант несения службы.
Особое внимание уделяется приграничным с Украиной регионам.
С марта текущего года сформировано 15 сводных отрядов полиции. Ими проверено около 430 тысяч единиц автотранспорта и более 540 тысяч граждан.
За правонарушения и преступления задержаны почти 1800 человек. В том числе за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков.
В МВД по Республике Крым по аналогии с Ростовской областью развёрнуто подразделение по приёму в гражданство отдельных категорий лиц в упрощённом порядке и выдаче российских паспортов.
В Херсонской и Запорожской областях действуют временные управления МВД России. Ими оказывается всесторонняя помощь военно-гражданским администрациям, прежде всего по вопросам охраны правопорядка, борьбы с преступностью, диверсионными группами и лицами, готовящими террористические акты на освобождённых территориях.
Отмечу слаженные действия МВД России, Росгвардии, местных администраций, других органов и ведомств в ходе состоявшихся референдумов. Серьёзных нарушений не допущено.
Сейчас перед нами стоят новые задачи.
Мы уже приступили к формированию условий для надлежащего функционирования подчинённых подразделений в новых субъектах, включая скорейшую интеграцию в наше правовое пространство.
На данном этапе идёт процесс их становления на основе типового организационно-штатного построения.
Очевидно, что происходящие изменения требуют совершенствования структуры Министерства и на федеральном уровне. Работа по этой линии ведётся постоянно.
В частности, в текущем году путём реорганизации создано Главное управление оперативного реагирования.
В числе прочих полномочий на него возложена координация участия сил и средств в условиях чрезвычайного и военного положения, а также при обеспечении территориальной обороны.
Образовано Главное управление по работе с личным составом. Сохранены преемственность и непрерывность выполнения передаваемых функций.
Кроме того, с учётом востребованности в центральном аппарате и территориальных органах введены должности специалистов по применению робототехнических комплексов и беспилотных воздушных судов.
Необходимо отметить, что принимаемые совместно с другими ведомствами меры позволили сохранить контроль над оперативной обстановкой, а по ряду позиций – добиться её улучшения.
Наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений, включая тяжкие и особо тяжкие.
Меньше совершено фактов умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбоев, грабежей, краж, в том числе квартирных и автомобилей, угонов, уголовно наказуемых хулиганств.
Тенденция сокращения наиболее опасных видов криминальных посягательств отмечается уже несколько лет.
Одновременно повысилась общая раскрываемость преступлений.
На уровне свыше 95% находится результативность установления виновных по убийствам, разбойным нападениям, умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью.
У нас сегодня раскрываемость убийств – почти 99%. В советское время такого не было.
В числе приоритетов – разобщение организованных групп и преступных сообществ. В отчётном периоде органами внутренних дел раскрыто более 22 тысяч уголовно наказуемых деяний, совершённых в указанных формах.
Большое значение придаётся борьбе с этнической преступностью.
В рамках специальной программы пресечена противоправная деятельность 130 групп, созданных по национальному признаку, численностью свыше 500 участников. Доказана их причастность к вымогательствам, грабежам, разбоям, организации нелегальной миграции.
Принимаются меры по предотвращению незаконного оборота оружия.
Всего с начала года его изъято почти 20 тысяч единиц, в том числе семь тысяч – огнестрельного.
При этом рост деяний с использованием средств вооружения и боеприпасов произошёл в основном за счёт преступлений, совершаемых за пределами Российской Федерации и в регионах, граничащих с зоной проведения специальной военной операции.
Проделан существенный объём розыскной работы. В текущем году сотрудниками органов внутренних дел задержано более 30 тысяч подозреваемых и обвиняемых, установлено около шести тысяч пропавших без вести.
Одной из главных угроз остаётся распространение экстремистской идеологии.
Первоочередная задача – вывести из-под удара молодёжь как наиболее лёгкую мишень для радикалов. Они пытаются дискредитировать органы государственной власти, оправдать русофобию, использовать двойные стандарты.
В сложившейся ситуации недружественные государства не оставляют попыток вызвать рост протестных настроений.
Особая активность проявлялась в начале специальной военной операции.
Предоставленный федеральными законами от 4 марта текущего года дополнительный инструментарий позволил органам внутренних дел действовать на опережение и своевременно изолировать тех, кто «раскачивает» ситуацию.
Определённый всплеск несогласованных акций произошёл в ряде субъектов в конце сентября.
Все они были пресечены, осложнений оперативной обстановки не допущено.
Совместно с Роскомнадзором ограничен доступ к 150 тысячам интернет-ресурсов, содержащих призывы к массовым беспорядкам и иные сведения, направленные на дестабилизацию российского общества.
За дискредитацию Вооружённых Сил и недостоверные сведения об их использовании пресечено четыре с половиной тысячи административных правонарушений. По нашим материалам возбуждено свыше ста уголовных дел.
В текущем году значительно – в восемь раз – возросло число заведомо ложных сообщений о готовящихся актах терроризма.
Резкий скачок наблюдался с начала специальной военной операции.
В совершении указанных преступлений изобличён ряд лиц, в том числе действующих в составе организованных групп, распространявших ложную информацию за вознаграждение.
Мы своевременно вносили коррективы в деятельность наших миграционных подразделений, прежде всего на фоне потока прибывающих в страну в экстренном массовом порядке.
Приоритетное внимание уделялось вопросам постановки граждан на миграционный и регистрационный учёты, документированию указанных лиц и обратившихся за урегулированием правового положения.
Должен сказать, что работа по упрощённому приёму в российское гражданство в гуманитарных целях начата с 2019 года – с момента издания соответствующих указов Президента. За прошедший период оно предоставлено более чем одному миллиону человек.
Также хотел бы подробнее остановиться на чувствительной для наших граждан теме – криминальных проявлениях со стороны иностранцев. Здесь мы действительно фиксируем увеличение.
Но сразу скажу, 80% прироста дали преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Во многом это результат активизации деятельности правоохранительных органов.
Теперь относительно соблюдения миграционного законодательства.
В текущем году пресечено свыше 500 тысяч административных правонарушений, связанных с пребыванием, проживанием и трудовой занятостью в Российской Федерации.
Успешно используются механизмы удаления нарушителей за пределы страны с одновременным закрытием въезда. Выдворено около 40 тысяч человек.
Привлекаются к ответственности лица, оказывающие услуги по незаконной легализации на нашей территории. Количество выявленных преступлений по фактам фиктивной постановки на учёт иностранцев по месту пребывания увеличилось на 10%.
Помимо организационных и практических мероприятий, совершенствовалась правовая база.
В прошлом году принят Федеральный закон, установивший обязанность дактилоскопической регистрации, фотографирования, а также медицинского освидетельствования.
В ближайшие месяцы планируем закончить разработку концептуально нового проекта нормативного акта, направленного на реформирование миграционных режимов и информатизацию государственного управления в этой сфере. Он подготовлен Министерством и внесён на рассмотрение в Правительство.
Документом планируется создание института административного надзора, в рамках которого предусматривается специальный правоохранительный режим – «контролируемое пребывание».
Вместо двух самостоятельных процедур – выдворения и депортации – вводится механизм высылки из страны.
Готовы к конструктивной совместной работе над законопроектом.
Осуществляется комплекс мер по обеспечению экономической безопасности государства.
В зоне пристального внимания находятся вопросы защиты ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятий по импортозамещению, реализацию целевых программ, в том числе поддержку бизнеса и малообеспеченных слоёв населения.
За девять месяцев текущего года сотрудниками полиции установлено почти восемь тысяч преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств.
Размер причинённого материального ущерба составил 16 миллиардов рублей. Приняты меры по его возмещению на сумму порядка 15 миллиардов.
Задокументировано две тысячи криминальных посягательств в сфере освоения и распределения средств в рамках национальных проектов.
Полицией пресечено свыше 20 тысяч коррупционных преступлений. Каждое четвёртое – в крупном или особо крупном размере. В полтора раза больше выявлено противоправных деяний, совершённых организованной группой либо преступным сообществом.
Так, в ходе совместных с ФСБ России, Росфинмониторингом и Федеральным казначейством мероприятий установлен факт получения денежного вознаграждения на сумму 227 миллионов рублей бывшим заместителем министра энергетики. Средства передавались через посредников с использованием расчётных счетов в зарубежных банках и предназначались для оказания содействия при заключении государственных контрактов.
Один из злободневных вопросов – противодействие IT-преступлениям.
Министерство последовательно реализует меры по повышению эффективности данной работы.
Возросло количество предварительно расследованных деяний.
Улучшилась их раскрываемость.
Значительные усилия сосредоточены на предупреждении киберхищений.
В основном они совершаются из-за рубежа, преимущественно из кол-центров, находящихся на территории Украины.
Подтверждением тому является существенное сокращение IT-мошенничеств после начала специальной военной операции.
Так, в марте их регистрация снизилась на 40%, в апреле – почти на 30%.
Как и ожидалось, злоумышленники, сменив места размещения, вновь активизировались. Уже в июне мы фиксировали их рост.
Ущерб от IT-преступлений увеличился почти на 20% и составил 65 миллиардов рублей.
Мошенники всё чаще пользуются тем, что заключение кредитных договоров можно производить удалённо.
Это явилось одной из основных причин усугубления ситуации.
Для её исправления необходимы дальнейшие совместные усилия регуляторов в сфере профилактики, создание законодательных барьеров для совершения киберпреступлений.
Важно, чтобы в полной мере заработали изменения в Федеральный закон «О связи», направленные на пресечение хищений с использованием сокрытия или подмены номера абонента.
МВД поддерживает решение Банка России, в соответствии с которым граждане получили возможность самостоятельно устанавливать запреты и ограничения на онлайн-операции по своим счетам.
Однако, по нашему мнению, надёжная защита предполагает действия не только самого клиента, но и банка. Случаи, когда оформляется кредит, а полученные деньги сразу же переводятся третьей стороне, требуют особого внимания.
Осложняет положение отсутствие каких-либо санкций в отношении подставных лиц, открывающих банковские счета на своё имя за вознаграждение.
В этой связи МВД совместно с Генпрокуратурой, Минюстом и Банком России изучается вопрос введения такой ответственности.
На завершающей стадии – принятие закона, предполагающего оперативный обмен информацией между Банком России и Министерством о движении денежных средств по счетам при переводах без согласия клиента.
В конце сентября текущего года Указом Президента в структуре Министерства создано самостоятельное подразделение по организации борьбы с противоправным использованием IT-технологий.
На него возлагаются функции координации деятельности в данной сфере. Аналогичные структуры появятся и в территориальных органах на региональном уровне.
Ещё одно важное направление – реализация государственной антинаркотической политики.
Введение санкционных ограничений повлекло существенное снижение объёмов и интенсивности контрабандных поставок наркотиков. Такая же картина наблюдалась и в период действия антиковидных мер.
В этих условиях органы внутренних дел наращивали усилия по борьбе с распространением и пресечением их производства внутри страны.
Выявлено на 7% больше сбытчиков, изъято 25 тонн запрещённых веществ.
Прекращена деятельность полутора тысяч мест незаконного изготовления наркотических средств, в том числе 160 подпольных лабораторий.
Так, совместно с УФСБ России по Владимирской области в частном домовладении выявлена лаборатория, организованная местным жителем и приезжим из Московской области.
Обнаружено и изъято почти 44 килограмма наркотических веществ, около трёх тысяч литров химических реактивов, оборудование.
Многое сделано и по линии предупреждения немедицинского потребления наркотиков.
В ходе нашего сотрудничества с Роскомнадзором ограничен доступ к 50 тысячам сайтов и отдельных страниц, содержащих информацию об их распространении.
Совместно с Минздравом проводится адресная работа. За последние три года отмечается постепенное снижение числа наркопотребителей.
О позитивных изменениях здесь свидетельствует и сокращение почти на 20% общего количества граждан, совершивших противоправные деяния в состоянии наркотического опьянения.
В целом профилактика правонарушений была и остаётся одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.
Принимались меры по предупреждению уличной преступности.
Обеспечен правопорядок и безопасность при проведении культурно-массовых и общественно-политических акций.
Уменьшился массив тяжких и особо тяжких составов в сфере бытовых отношений. Сократилось число тех, кто повторно нарушил уголовный закон, а также находился в момент совершения преступления в алкогольном опьянении.
Нами рассмотрено порядка 730 тысяч жалоб и сообщений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Более тысячи должностных лиц привлечены к ответственности за нарушения прав и законных интересов детей.
Должен сказать, что комплексный подход всех ответственных ведомств к работе с несовершеннолетними показывает свою результативность.
Как и в прошлом году, снизилось число преступных деяний с их участием.
Меньше подростков совершили противоправные посягательства в состоянии алкогольного опьянения, а также в составе группы лиц.
В тесном контакте с заинтересованными органами исполнительной власти различного уровня осуществляются мероприятия по предупреждению происшествий на дорогах.
Принятые меры позволили сократить массив ДТП на 6%, количество погибших – почти на 5%, в том числе на четверть – по вине нетрезвых водителей.
Важно, что за каждой озвученной цифрой – спасённые жизни. Мы будем и дальше уделять пристальное внимание снижению аварийности, задействуя весь арсенал технических, организационных и законодательных средств.
В завершение отмечу, что эффективность выполнения поставленных перед органами внутренних дел задач во многом зависит от реализации социальных гарантий сотрудникам.
Среди самых актуальных вопросов – многолетнее хроническое недофинансирование наших потребностей.
Отсюда недостаточный уровень денежного содержания, трудности в обеспечении жильём: очередь среди желающих получить это жильё растянулась уже на десятилетия вперёд.
Следствием этого также является некомплект в ведущих службах и, соответственно, повышение нагрузки на личный состав.
Обозначенные проблемы видит и Правительство Российской Федерации, и мы прилагаем усилия для их решения.
В заключение хочу поблагодарить уважаемых депутатов за совместную плодотворную работу по защите прав и законных интересов наших граждан.
Спасибо за внимание.