18 ноября 2022 года, в 105-ю годовщину избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, день памяти отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреподобие! Благодарю Вас за добрые слова, но все-таки хотел бы сказать некое слово назидания, поскольку долг Патриарха заключается и в том, чтобы проповедовать.
Вспоминая такие события, как восшествие на престол святителя Тихона, мы (особенно те, кто знает историю страны нашей), даже будучи отделены от тех времен множеством событий, не можем не проникнуться духом исповедничества, который тогда буквально витал в воздухе. И это исповедничество было уделом не только духовенства, но в каком-то смысле всей Руси, всей России, потому что жесткий, чрезвычайно опасный поворот в течении нашей национальной истории совершался в то время.
Когда избрали Святейшего Тихона и закончился более чем двухсотлетний период отсутствия Патриархов на Русской земле, радость была просто огромная. Даже взирая на кадры кинохроники тех времен, понимаешь, какая же великая радость была тогда у людей! А ведь помимо этих кинозарисовок осталось множество свидетельств. Люди воспринимали воссоздание Патриаршего служения на Святой Руси как величайшее историческое событие. и какое огромное количество людей участвовало в крестном ходе! Именно тот крестный ход и испугал пришедшую к власти безбожную клику, увидевшую опасность в великой любви, которую народ питал к Церкви. И мы знаем, что очень скоро радость православных людей, связанная с интронизацией Святейшего Тихона, с восстановлением Патриаршества на Русской земле, сменилась великой скорбью и тяжелейшими испытаниями. Достаточно вспомнить,искусственное создание властями обновленческого раскола, когда некие лица, будучи неканоническими и совершенно безблагодатными, попытались возглавить Церковь. Многие правильные и разумные решения Поместного Собора, избравшего Святейшего Тихона, они захотели осуществить в жизнь. Но, поскольку благодать Божия отступила от этих лжевождей, ничего у них не получилось, и лучшие решения Собора, направленные на обновление церковной жизни, на укрепление веры, стали поводом для православных людей отказаться от обновленчества. Никто не отказывался от всего того, что Патриарх Тихон совершал и призывал вместе с Поместным Собором осуществить, но должны были произойти очень важные, но глубоко церковные изменения в жизни русского Православия. Тогда все было бы принято без всякого конфликта, без всяких расколов, без всякого недоумения. Но когда наследие Собора попытались восхитить обновленцы, лишенные благодати, толкуя по своему усмотрению соборные решения, желая обрушить на Русскую Церковь большое количество безумных реформ, начиная от женатого епископата и полной секуляризации церковной жизни, народ наш от них отвернулся.
Приведу такой пример — свидетельство моей мамы. Она родилась в начале XX века, и ко времени обновленчества была хоть и юным, но уже взрослым человеком. Однажды она посетила Андреевский собор на Большом проспекте Васильевского острова, который был тогда кафедрой обновленческого "митрополита" Николая Платонова, и рассказала своей семье (а потом и до меня дошел ее рассказ), как она была поражена тем, что на архиерейскую кафедру посреди храма для облачения в архиерейские одежды перед началом Литургии взошел некий господин в синем костюме и в галстуке, как иподиаконы совлекали с него костюм и развязывали галстук, а потом налагали на него священные ризы. Можете себе представить, как одна эта картинка была противна традициям и в каком-то смысле вере нашего народа! Вот народ и не принял обновленчество, и не сумели обновленцы занять место святителя Тихона, хоть и требовали от него отречения. Вместо отречения святитель подписал некое завещание, и я уже рассказывал, как обнаружил, разбирая бумаги Московской Патриархии, текст обращения Патриарха Тихона, напечатанный на машинке того времени, на ветхом листе бумаги такого формата, какого сейчас не бывает, и подписанный им собственноручно, карандашом. Рискуя собой, Святейший Владыка сказал о том, кто же пришел к власти, какие волки пытаются расхитить законную каноническую власть Церкви, и призвал не принимать раскольников, не поминать их имен, не сослужить с ними, не молиться с ними. За одно только хранение этого письма — и об этом я уже говорил, но повторю, поскольку речь зашла о очень важной странице нашей церковной истории, — мой благочестивый дед был арестован и отправлен в ссылку. Вот так безбожная советская власть в то время оберегала обновленцев, пытаясь всячески обрушить авторитет Святейшего Тихона. Но ведь ничего не получилось! Обновленческие храмы стояли пустые — люди, как теперь говорят, «ногами голосовали» за каноническую Церковь.
Но нужно сказать, что и после этого периода, опасного и тяжкого, уже после кончины Святейшего Тихона, наступили времена еще более жестокие, связанные со страшными гонениями 30-х годов. Затем началась война, и все думали, что, поскольку Русская Церковь так активно включилась в патриотическое и духовное воспитание народа, остановится рука гонителей. Действительно, на какое-то время гонения были приостановлены, но затем, с приходом к власти Хрущева, вспыхнули с новой силой, и 60-е годы были отмечены закрытием храмов и монастырей, разрушением святынь, новыми арестами священнослужителей — не всех поголовно, но тех, кто представлял опасность для власти.
Вот такая история. А почему мы говорим об этом сейчас? А потому что, может быть, если бы не авторитет святителя Тихона — его безупречный авторитет и полное доверие к нему и ко всем тем, кого он поставил пасти Церковь Господа и Бога, — то трудно представить, что могло бы произойти с нашей Церковью. Поэтому память о святителе Тихоне в настоящий момент уже не только ментальная, подобная памяти о выдающихся людях прошлого, но молитвенная. Через обращение к святителю наших горячих молитв память о нем никогда не иссякнет из наших сердец и из наших мыслей. Ибо святитель Тихон смирением своим, мудростью своей и верностью Господу во многом предопределил дальнейшее развитие нашей Церкви, прошедшей через горнило испытаний и пришедшей к сегодняшнему дню, когда мы здесь, в том самом здании и даже в том самом помещении, где проходил Собор 1917-1918 года, стоим во множестве, как молящаяся православная русская община, соединенная единой верой и единой надеждой на Господа.
Мое слово сегодня особенно обращено к нашей церковной молодежи. Вам предстоит нести свидетельство о Господе, о Церкви, о своих христианских убеждениях в течение большей части XXI века, когда никого из нас, людей старшего поколения, уже не будет. Вы должны подхватить эту особо важную эстафету, с тем чтобы и через 10, и через 20, и через 30, и через 50 и даже 60 лет оставаться верными свидетелями подвига мучеников и исповедников, верными свидетелями веры. Чтобы, еще неизвестно в каких условиях, вы всегда хранили веру в сердце, любили Церковь, боролись со всякими попытками разделений, искажений, бездумного реформаторства и всего прочего, через что Церковь наша прошла и осталась единой. Молю Господа о том, чтобы поколение, к которому вы относитесь, было достойно великих подвигов ваших святых предшественников.
Никто из нас не обладает даром провидения, никто не может сказать, что нас ждет. Но, что бы ни происходило, мы, верующие люди, призваны хранить веру православную, любовь к Отечеству, быть действительно опорой духовной жизни нашего народа, провозвестниками и проповедниками слова Божия. Очень надеюсь на всех вас, верю в то, что и в вашем поколении русских православных людей — когда я говорю «русских», я имею в виду всех тех, кто является членами Русской Православной Церкви, хотя мы принадлежим к разным этносам, — присутствует русский православный дух, отображаясь в вашей жизни и вашем служении. И пусть благословение Божие пребывает над всеми нами, особенно над нашей православной молодежью, укрепляя в вере, ограждая от соблазнов, искушений и давая силу со смирением и уверенностью в благую волю Божию идти по жизни. Аминь.