25 ноября в рамках I Всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего», организованной в МГИМО под эгидой Минобрнауки и Минпросвещения России, состоялась работа секции «Олимпиады для школьников: перспективы развития».
Модератором выступил проректор по языковой и довузовской подготовке В.Б.Кириллов. В своем вступительном слове он акцентировал внимание на том, что бурное развитие олимпиадного движения ставит перед всеми участниками образовательного процесса ряд новых вызовов и задач. Примером эффективного решения таких проблем являются, например, меры Российского совета олимпиад школьников по совершенствованию системы так называемых «перечневых» олимпиад, включенных в перечень Минобрнауки России и дающих право на льготы при поступлении. Такие олимпиады организует и наш университет — в том числе Телевизионную олимпиаду «Умницы и умники» и Олимпиаду МГИМО для школьников.
Проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета С.В.Брюховецкая и заместитель проректора К.А.Артамонова ознакомили коллег с опытом организации олимпиадного движения в университете, отметив в том числе деятельность Клуба победителей олимпиад как средства эффективной интеграции олимпиадников в вузовскую среду и дальнейшего развития их лидерских и интеллектуальных качеств.
Заместитель проректора НИУ Высшая школа экономики Д.А.Фёдоровых в своем выступлении отметил как проблемы, вызванные развитием олимпиадного движения, так и меры ВШЭ по эффективному ответу на данные вызовы. Большой интерес у участников конференции вызвал, в частности, опыт ВШЭ по организации в дополнение к классическим олимпиадам интеллектуальных соревнований нового типа: кейс-чемпионатов по праву, работе с базами данных и др.
Директор Центра стратегии развития образования МГУ И.А.Алешковский осветил актуальные задачи Российского совета олимпиад школьников и представил результаты проведенного на базе МГУ исследования «Образовательные траектории студентов-олимпиадников», в рамках которого удалось создать наиболее полный на данный момент социологический портрет олимпиадника. Данному исследованию было посвящено также выступление его соавтора — заведующего отделом Центра стратегии развития образования МГУ О.В.Крухмалёвой.
Профессор Казанского федерального университета, председатель регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе Л.Я.Бушканец выступила с докладом «Олимпиадное мышление: как его сформировать у школьников и учителей», проанализировав на основе многолетнего опыта проблемы организации подготовки к олимпиадам и имеющиеся сложности сопряжения олимпиад с учебным процессом в школе и вузе.
Директор АНО «Центр педагогического мастерства» А.А.Шишов рассказал о мерах образовательных структур Москвы по организации и поддержке олимпиадного движения, вследствие которых в последние годы существенно выросла доля москвичей в числе дипломантов Всероссийской олимпиады. Живой интерес вызвали приведенные в докладе примеры практических заданий по развитию олимпиадного мышления.
О различных аспектах работы МГИМО с олимпиадниками и талантливой молодежью рассказали декан Международно-правового факультета Н.Ю.Молчаков, заведующая кафедрой политической теории Т.А.Алексеева и заведующий кафедрой ЮНЕСКО, первый заместитель председателя Российской ассоциации содействия ООН А.Н.Борисов. Доцент кафедры английского языка №6 А.А.Гулов выступил с докладом об особенностях системной подготовки к олимпиадам по английскому языку. Сомодератор секции, заместитель декана ФДП И.С.Путинцев отметил усиление региональных дисбалансов в развитии олимпиадного движения и потребность в мерах по их преодолению.
Доклады и сообщения участников конференции вызвали оживленную дискуссию, в рамках которой ключевые проблемы олимпиадного движения были рассмотрены всесторонне, с учетом разнообразного опыта ведущих вузов, школ и других образовательных организаций.
Факультет довузовской подготовки