24-25 ноября 2022 г. в Кирове проводится Всероссийский форум инклюзивного высшего образования «Инклюзивная культура: от методологии к “коробочным решениям”», который объединяет более 170 участников: представителей 94 вузов, органов власти, общественных организаций инвалидов, некоммерческих организаций и предпринимателей.
Мероприятие нацелено на проектирование единых подходов к методологии и механизмам реализации инклюзивной культуры в высшем образовании.
С приветственным словом выступил ректор ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Валентин Николаевич Пугач, который отметил важность проведения Форума на базе университета ввиду имеющегося колоссального практического опыта по разработке и внедрению инклюзивных технологий в образовательный процесс.
На Форуме состоится профессиональный обмен практическими «коробочными» решениями, выполненными «под ключ» и готовыми к применению для профориентации, обучения, трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате планируется получить представление о том, какие из готовых «коробочных решений» возможно предложить учредителям и представителям вузов для последующего апробирования, внедрения и тиражирования.
На открытии также выступила Светлана Александровна Москалева, заместитель начальника отдела Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России, которая отметила наиболее важные для развития инклюзивного подхода в высшем образовании вопросы
и пожелала участникам плодотворной работы, практикоориентированных решений.
Президент Всероссийского общества слепых Сипкин Владимир Васильевич, обращаясь к участникам Форума, подчеркнул, что инклюзивное образование как важный аспект социальной реабилитации дает импульс для развития личности.
Инклюзивное высшее образование, по мнению заместителя председателя Всероссийского общества инвалидов – директора по региональному развитию Осокина Михаила Геннадьевича, является инструментом реабилитации общества. При взаимодействии вузов и общественных организаций инвалидов есть потенциал: разработка совместных программ, использование наработанных материалов для практического использования. Такое взаимодействие благотворно скажется на качественном изменении культуры в обществе, поспособствует его инклюзивному развитию.
В рамках сессии Форума обсуждались теоретико-методологические аспекты инклюзивной культуры, вопросы формирования инклюзивной культуры в вузе. Новые решения для экспертов, обмен опытом и многие другие вопросы, которые обсуждаются на Форуме, будут способствовать методологическому развитию инклюзивного высшего образования.
Глобальные мировые вызовы для инклюзивного высшего образования значительно повлияли на образовательный процесс в целом, подчеркнула Бикбулатова Альбина Ахатовна, руководитель Проектного офиса РУМЦ Минобрнауки России, и.о. ректора ФГБОУ ВО «Пущинский государственный естественно-научный институт». Альбина Ахатовна акцентировала внимание участников Форума на том, что в настоящее время в вузах необходимо комплексно формировать инклюзивную культуру как экосистему.