Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов: Как готовят будущую элиту

Как поступить в МГИМО с «Российской газетой»? Какие предметы — главные в школе? Зачем будущим международникам сдавать ЕГЭ по математике? На вопросы «Российской газеты» отвечает ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Анатолий Васильевич, сейчас участники совместной олимпиады МГИМО и «Российской газеты», которую мы проводим уже двенадцатый год, пишут конкурсное эссе. Совет от ректора?

Анатолий Торкунов: Очень серьезно отнестись к работе. Смотреть тексты будет солидное жюри — прекрасные историки, обществоведы. Для того чтобы написать хорошее эссе по истории, надо просто больше читать, в том числе профессиональные исторические работы. Много замечательных работ готовят Институт всеобщей истории, Институт российской истории РАН.

У вас небольшой прием в вуз, около 500 бюджетных мест. В прошлом году примерно треть сразу заняли олимпиадники. А в этом?

Анатолий Торкунов: И в этом такая же история.

Оправдывают олимпиадники свое звание?

Анатолий Торкунов: В основном да. У нас к олимпиадникам жесткие требования, особенно в рамках нашей совместной олимпиады с «Российской газетой», которую мы проводим уже двенадцатый год. Олимпиадники должны по своему профильному предмету, который им засчитывается в 100 баллов, получить на ЕГЭ не менее 75. Но, как правило, у них уровень в 90–95 баллов, так что это хорошо подготовленные ребята.

Вообще, я бы очень рекомендовал школьникам активно участвовать в олимпиадах самого разного уровня, это дополнительные баллы при поступлении.

В МГИМО прошла первая конференция «Образовательная инициатива: школа будущего». Почему в вузе решили обсуждать школьные проблемы?

Анатолий Торкунов: Практически каждый год усложняются вузовские программы в интересах подготовки классного специалиста, способного адаптироваться к нынешним изменяющимся условиям в любой области. Нужно дать студенту максимум знаний. Для того чтобы это получилось у вуза, нужно «получить» из школы хорошего выпускника.

А значит, без сотрудничества нам никак.

Все вузы нуждаются в своем студенте. Таком, который пришел к ним, не просто ткнув пальцем в список «куда легче поступить», а осознанно выбрав именно это место учебы, понимая, что вуз может ему дать. Для этого университеты должны очень тесно, активно и постоянно работать со школами. В Москве, например, который год проходят университетские субботы: на занятия и лекции приходят школьники разных классов. Интерес огромный! Но это не все — нужно работать и с учителями и, может, где-то подсказать, как сделать предмет интереснее.

Как это происходит у вас в МГИМО?

Анатолий Торкунов: Мы давно работаем не только с московскими школами, но и со школами в регионах: это и Урал, и Краснодар, и Тула. Есть связи и с зарубежными, прежде всего в Узбекистане, где у нас работает собственный лицей. Мы активно сотрудничаем со школами Кыргызстана. Планируем открыть школьные классы в Турции, ОАЭ в рамках сетевого сотрудничества с зарубежными странами в гуманитарной области.

Что для вас «школа будущего»?

Анатолий Торкунов: Школа, дающая универсальное образование. Вы скажете, а как же профориентация? Да, сейчас есть тенденция в старших классах определять, по какой «ветке» пойдет школьник — в математический класс или гуманитарный. Как правило, в гуманитарии записываются те, кто не тянет математику. Мне кажется, что сегодня выпускник школы, как, кстати, и выпускник вуза, должен обладать достаточно универсальными компетенциями. Конечно, он не может быть специалистом во всех областях, но должна быть база, которая позволяет развиваться с разными направлениями. Приведу близкий мне пример. Направление «Международные отношения» — казалось бы, гуманитарное. Нужна ли здесь математика? Обязательно! Потому что работа с большими данными без знания математики, без основ программирования невозможна. Поэтому мы и в прошлом, и в этом году на программе «Большие данные и моделирование международных отношений» Факультета международных отношений ввели четвертый ЕГЭ по математике или географии — на выбор абитуриента. Планируем также ввести математику в будущем для поступающих на программы по юриспруденции.

Сейчас присели все абитуриенты, которые хотели идти к вам «на юриста»…

Анатолий Торкунов: Пока рано. В 2023 году на юридическом направлении профильной математики точно не будет. А вот через год — вполне возможно. Вообще сегодня трудно себе представить современного человека без знаний по нескольким базовым дисциплинам. Это история Отечества, русский язык, литература, математика. Надо делать все, чтобы в школах эти дисциплины стали интересными и важными для всех школьников независимо от того, какую профессию они потом выберут. Это, конечно, ничуть не умаляет важность других предметов — физики, химии, биологии.

Снова изменились правила приема в вузы. Дополнительный стресс абитуриентам?

Анатолий Торкунов: Те изменения, которые внесены, не очень существенны. Да, сократилось количество направлений, куда можно подавать заявления. И правильно. Я недавно встречался с первокурсниками Факультета управления и политики. Спрашивают: «Как вы считаете, школьник в состоянии определиться, что ему интересно и чему он хочет жизнь посвятить?» Так вот я думаю, что не в полной мере. И если он, поступая в вуз, выбирает все десять направлений в пять вузов, — то, скорее всего, он вообще не может определиться. Может быть, тогда вообще не надо в вуз поступать? Может быть, стоит подождать год?

А какие изменения будут в МГИМО в очередную приемную кампанию? О чем абитуриентам нужно знать уже сейчас?

Анатолий Торкунов: Будет дополнительное испытание по иностранному языку, но только на двух факультетах: международных отношений и международно-правовом. А для поступающих на программу по большим данным не будет дополнительного испытания по инязу, но они должны принести ЕГЭ по профильной математике или ЕГЭ по географии, как я уже отмечал. Дополнительное испытание в формате творческого конкурса сохранилось на международной журналистике.

Меняется международная обстановка, а как меняется в связи с этим вуз, где учат международным отношениям?

Анатолий Торкунов: Меняем очень многое. Мы всегда большое внимание уделяли азиатской, африканской проблематике. У нас работает Центр АСЕАН, в Институте международных исследований работают несколько центров, которые занимаются сотрудничеством в рамках ШОС, БРИКС, взаимодействием со странами Ближнего Востока, Ираном. Сейчас эти центры существенно укрепляются, расширяются. Кроме того, восточные языки сегодня учат не только на Факультете международных отношений, но и на экономическом, юридическом факультетах, на направлении «Торговое дело». Есть планы по расширению совместных магистратур со странами Азии, в частности, с Китаем. Укрепляем работу с индийскими вузами. По-прежнему в приоритете — работа со странами СНГ. Большое внимание — отбору студентов из этих стран. Наши эксперты целыми командами выезжают в школы стран Центральной Азии, Армению, Азербайджан. И в местных школах проводят пробное тестирование для старшеклассников, рассказывают об учебе в МГИМО.

В начале следующего года МГИМО выпускает учебник по истории для иностранных студентов. Это будет необычный учебник. Почему?

Анатолий Торкунов: Это комплексный учебник «Всемирная и Отечественная история». Он выйдет на английском языке. Мы пытаемся найти баланс в подаче фактов отечественной истории на фоне истории всемирной и наоборот, отразить историю мира с учетом того, что происходило в нашем Отечестве, и как Россия влияла на общемировое развитие. Интересный опыт, я уже проштудировал значительную часть подготовленного материала.

А для российских студентов такой же сделаете?

Анатолий Торкунов: Конечно, будет углубленная версия учебника для наших ребят из России. Если все получится, будем предлагать его для тех программ, которые появятся в вузах в рамках принятого решения об обязательном изучении Отечественной истории в объеме 144 часов. Главное, чтобы он давал понимание о смыслах тех или иных исторических событий, которые определяли вектор развития государства и мира.

Хотим, чтобы учебник получился интересный, я бы даже сказал «захватывающий», и при этом не стал дополнительной или изнурительной нагрузкой для студентов, которые учатся в медицинских, технических и других не гуманитарных вузах. У «технарей» и так огромная нагрузка по сложнейшим профильным дисциплинам.

Вы — редактор линейки и школьных учебников. Как у нас со школьными учебниками истории?

Анатолий Торкунов: Принято решение о создании единого учебника по истории, работа уже идет. Надеюсь, что будет учтен и тот труд, который был вложен в создание большой линейки учебников по истории России коллективом автором, где я имел честь быть редактором. Ясно одно: мы просто обязаны выполнить поручение, которое нам дано о подготовке такого единого, научно обоснованного и, что немаловажно, интересного учебника для школьников. Хочется, чтобы его читали как увлекательную книгу.

Оказывается, вы ведете на ТВ передачу «Ректорат». Что это для вас — хобби, продвижение вуза?

Анатолий Торкунов: Вести программу о высшем образовании мне предложил руководитель канала Виталий Игнатенко. Он сам хорошо знает высшую школу, работал и у нас в МГИМО. Мы знакомы не один десяток лет, но согласился я, конечно, не только поэтому.

На мой взгляд, важно, чтобы о проблемах высшей школы рассказывали сами руководители университетов. О юридическом образовании у меня говорили ректоры Санкт-Петербургского госуниверситета, Казанского федерального университета, Саратовской юридической академии, а также директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. В программе о творческом образовании в гостях были ректор Щукинского театрального института, Московской консерватории, Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, экспертом выступал Михаил Ефимович Швыдкой. Конечно, такая программа не должна быть скучной, и я стараюсь задавать гостям даже провокационные вопросы, расшевелить, вызвать на спор.

У нас в вузовской сфере занято порядка полутора миллионов человек. Программа для них, но не только. Ее смотрят и родители абитуриентов. Еще бы, ведь это информация из первых рук. А вот абитуриентов среди зрителей немного: молодежь мало смотрит телевизор.

Когда все вузы ушли на дистант из-за COVID, в Сети крутился ролик, где вы вместе со студенческим хором по видеосвязи исполняете «Ветер перемен» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». Тогда все узнали, как здорово поет ректор МГИМО. А как еще взаимодействуете со студентами?

Анатолий Торкунов: Общение со студентами приносит много радости. Недавно была Битва факультетов, такой наш внутренний «капустник» — песни, танцы, шутки. Был с ребятами на сцене, не танцевал, правда, но, как говорил один из героев нашей истории после просмотра фильма «Веселые ребята»: «Как будто в отпуске побывал».

Мария АГРАНОВИЧ, «Российская газета»

вуз: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?