Вадим Чеха, заведующий кафедрой образовательного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, принял участие в круглом столе российского общества «Знание» «Общественно-государственный характер просветительской деятельности в России». Участники – эксперты образовательной политики, педагоги, юристы и общественные деятели поделились опытом реализации своих просветительских проектов и внесли предложения, касающиеся внедрения, финансирования и правового регулирования.
Представитель МГЮА рассказал о просветительской деятельности с точки зрения законодательства. По словам Вадима Чехи, сегодня можно говорить о сформировавшейся конструкции регулирования просветительской деятельности. Первым главным существенным признаком с точки зрения законодателя является то, что деятельность осуществляется вне рамок образовательной программы, и это удачный ход законодателя.
На неё не распространяются требования, предъявляемые к образовательной деятельности, а именно: наличие лицензии на образовательную деятельность, наличие разных элементов, начиная от помещения, заканчивая педагогическими работниками с соответствующими квалификационными требованиями. Эта деятельность направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций. Осуществляется она в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального развития человека, удовлетворения его профессиональных потребностей и интересов. Просветительская деятельность должна затрагивать отношения, регулируемые федеральным законом об образовании РФ и иными нормативно-правовыми актами. Чеха отметил, что термин «должна затрагивать отношения, регулируемые федеральным законом об образовании» – это очень широкий круг отношений, которые невозможно чётко классифицировать, дифференцировать. Тем не менее, конструкция сформировалась.
Просветительская деятельность, как показал анализ практики и опыта региональных коллег, обладает огромным образовательным и особенно воспитательным потенциалом.
Чтобы этот потенциал был органично вписан в образовательную политику, необходимо придать ей институциональную форму. То есть найти такой формат программы, который бы был адекватен преимуществам просветительской деятельности.
По мнению участников круглого стола, проблематика анализа опыта и практик просветительской деятельности в том, чтобы дать возможность детям, особенно подросткам, получать воспитательные и учебные результаты через привлекательную просветительскую деятельность. А система должна научиться «зачитывать» эти результаты.
Спикерами круглого стола выступили также эксперт образовательной политики, научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский, Сенатор Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Ольга Забралова, Обозреватель газеты «Вести образования», историк Владимир Бацын и другие.
По материалам газеты «Вести образования»