В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в дистанционном формате состоялся Всероссийский круглый стол (интеллектуальная площадка) «Право на образование в XXI веке: глобальные вызовы и национальные проекты», организованный НОЦ по правам человека и кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) совместно с консорциумом «Инновационная юриспруденция».
В конференции приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга Казани, Челябинска, Екатеринбурга, Махачкалы, Самары, Рязани, Курска, Красноярска и других городов России.
С приветственным словом к участникам обратился модератор, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент, эксперт РАН Алексей Минбалеев.
На обсуждение был вынесен ряд проблемных вопросов реализации права на образование в современных условиях. Как отметил эксперт, сегодня очень важно обратить внимание на изменения, происходящие с правом на образование. «Дистанционный формат и использование огромного количества различных технологий в образовательном процессе заставляет задуматься о цифровой форме реализации данного права. При этом, к сожалению, большинство норм, регулирующих те или иные аспекты образовательных процессов, пока еще ориентированы на формат «оффлайн». Ведутся дискуссии о том, насколько мы можем использовать, в каком объеме такой формат», - сообщил Алексей Минбалеев. Однако, - отметил он, - куда более важным является методологическое обеспечение реализации права на образование в новых условиях. По мнению правоведа, важно научить работать в цифровой среде современного преподавателя, который также имеет право на обучение новым технологиям.
«Вместе с тем приходится констатировать, что преподавателям чаще всего приходится самостоятельно осваивать современные технологии. Минимум, которым они обеспечиваются со стороны вузов, – это лекции и инструкции как пользоваться той или иной программой, а о формировании практических навыков при этом часто забывают. Отсутствует и технологическая поддержка», - заключил Алексей Минбалеев, добавив, что также развитие права на образование в современных условиях сталкивается с огромным потоком информации, поступающей из различных каналов, в связи с чем «важно поднять проблему качества контента и тех мер, которые необходимо принимать для его обеспечения».
Первой выступила Людмила Бокова, проректор по профессиональному образованию ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет», представив доклад на тему «Организационно-правовые аспекты интегрирования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс». Спикер подняла ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации действующего образовательного и информационного законодательства к современному уровню развития технологий, и акцентировала внимание на необходимости систематизации электронных образовательных ресурсов, установления к них общих требований. Эксперт также подняла проблему закрепления в законодательстве ряда новых терминов, связанных с информационными образовательными ресурсами и сервисами, дистанционным форматом обучения.
Андрей Морозов, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры компьютерного права и информационной безопасности ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова, в своем выступлении на тему «Подготовка кадров высшей квалификации в сфере организационно правового обеспечения современных образовательных технологий и систем» выявил ряд сложностей защит по тематике образовательного права в рамках сформированных паспортов научных специальностей по праву. Отметил современные тематики диссертационных исследований, которые наиболее перспективны.
Светлана Барабанова, доктор юридических наук, доцент, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, посвятила свой доклад актуальным вопросам повышения квалификации преподавателей вуза в условиях трансформации образовательной деятельности. Она поделилась опытом проведения таких повышений квалификации и справедливо подняла вопрос о необходимости развития системной работы современных вузов по организации и проведению регулярных циклов повышений квалификации преподавателей вузов современным технологиям.
Наталья Мазаева, кандидат юридических наук, доцент, декан международно-правового факультета, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации», выступила с обзором основных направлений развития ФГОС ВО нового поколения и возможных сложностях реализации права на образование в условиях нового ФГОС ВО, в том числе по юриспруденции.
Александр Авраамов, начальник отдела образовательных технологий компании Гарант, представил современные разработки в области Legaltech, в том числе цифровые конструкторы, которые сегодня могут быть использованы в образовательном процессе юристов.
На интеллектуальной площадке также выступили следующие спикеры с докладами:
- Добробаба Марина Борисовна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), - «Основные перспективные направления внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе»;
- Чепарина Ольга Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета, - «Правовая безопасность образовательной организации»;
- Кириллова Лариса Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, - «Правовая культура педагога как условие реализации права на образование»;
- Абдусаламов Руслан Абдусаламович, заведующий кафедрой информационного права и информатики Дагестанского государственного университета, кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования Республики Дагестан, - «Проблемы защиты прав участников образовательного процесса в сфере высшего образования в условиях цифровой среды»