Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

На богословском факультете во второй раз прошел коллоквиум «Церковь и нация в православных регионах Европы: Средние века и Новое время»

23.12.2022 в рамках регулярного семинара НЦИБИБО прошел коллоквиум «Церковь и нация в православных регионах Европы: Средние века и Новое время». Коллоквиум прошел уже во второй раз и был посвящен вопросам исторического взаимодействия христианского богословия, протонациональных и национальных дискурсов. На коллоквиуме были представлены два доклада.

Доклад Михаила Владимировича Дмитриева (МГУ-ВШЭ) «Конфликт византийско-христианских традиций и «этнического» в православной культуре Речи Посполитой, XVI – первой половины XVII вв.» суммировал результаты его исследований последних лет, добавляя новые данные об опыте именно украинско-белорусских земель в том, что касается взаимодействия «этнического» и конфессионального в их православной культуре XVI–XVII веков. Главный итог изучения широкого круга источников в том, что понятие «русское» («руськое»), «ляшское», «белорусское» в православной культуре данного периода очень часто выступало как чистый конфессионим и было конфессионимом во многих других, менее «прозрачных» случаях. Христианство тут (точнее, именно византийско-православные традиции) оказывается в остром конфликте с «этническим» как протонациональным. Можно даже утверждать, что христианство здесь есть антидот, препона, нейтрализатор, «предотвратитель» национально-партикулярных идентитарных дискурсов. Феномен этот пока не объяснен с должной полнотой, а воздействие его на дальнейшее развитие национального самосознания в России было, судя по всему, очень глубоким и долговременным. Познакомиться со статьями М. В. Дмитриева по указанной тематике можно по ссылке.

В докладе «Проблема греко-болгарской распри в Константинопольском патриархате XIX в. в восприятии святителя Филарета Московского» иерей Дмитрий Кельманов проанализировал сохранившиеся источники, в которых Московский митрополит отзывается о случившемся незадолго до его кончины церковно-каноническом конфликте между Константинопольским патриархатом и болгарским духовенством. Как известно, уже после смерти святителя, этот конфликт перерос в полномасштабный церковный раскол: в сентябре 1872 года в Константинополе состоялся собор, объявивший Болгарскую Церковь раскольнической, а действия болгарских иерархов были осуждены как основанные на этнофилетизме, то есть племенном делении в Православии. Раскол был исцелен только в 1945 году. О проблемах, которые привели к расколу, неоднократно упоминал святитель Филарет. В «Собрании мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке» святителя Филарета находится целый ряд документов, посвященных греко-болгарской церковной распре. Изучая данные документы, можно прийти к выводу о том, что, по мнению святителя, все было не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Святитель Филарет, как сторонний наблюдатель, не выказывает каких-либо предпочтений, но трезво рассматривает события, происходящие как в Константинопольском патриархате, так и в Болгарской Церковной среде. Святитель настаивал на обоюдной ответственности сторон, указывая в их действиях недопустимое и предвидя возможные трагические последствия: Константинополь не давал болгарам даже той меры самостоятельности, которая могла бы удовлетворить самые минимальные культурные потребности верующих: богослужение на славянском, епископат из природных болгар и т. д. Болгары со своей стороны приступили к откровенно раскольническим действиям, противоречащим канонам и церковному духу. Не называя сторону, которая была бы единолично виновна в произошедшем, святитель Филарет, тем не менее, указывал на изначальную недальновидность действий Константинопольской Церкви.

вуз: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?