Делимся интервью с Анастасией Беспаловой - студенткой МИЭМ, участницей программы международной академической мобильности. Мы поинтересовались об особенностях обучения в другой стране, требованиях и отличиях от системы Вышки, возможности заниматься проектной деятельностью из другой страны.
Тяжело ли учиться на академической мобильности?
Для начала: расскажите, где вы, в каком университете, как попали, какие дисциплины изучаете, каким исследованием занимаетесь?
Сейчас нахожусь в Венеции, университет – Ca’ Foscari University of Venice. Наверное, с первого курса засматривалась на страничку мобильности и хотела поехать куда-нибудь, но нужен был высокий академический рейтинг, как один из критериев, поэтому только к окончанию второго курса решила попробовать. Выбирала между Финляндией, потому что там был именно университет технической направленности, и Италией, потому что в ней было больше свободных слотов для обмена. Это именно университетская мобильность. Писала мотивационное письмо в каждую страну отдельно, брала два рекомендательных письма у преподавателей, составляла ИУП под каждый вуз. Положительный ответ пришел в Ка’ Фоскари, поэтому оказалась здесь. В итоге рада, что не Финляндия. По поводу дисциплин: в этом семестре у меня методы оптимизации, численные методы, вычислительная статистика, прикладная теория вероятностей для компьютерных наук, машинное обучение и итальянский язык (он был необязательный, но после недельного пребывания здесь захотелось взять).
Вы сейчас на каком курсе? Насколько программа отличается от того, что изучают ваши сокурсники? Много ли потом досдавать?
На 3 курсе прикладной математики. Для отбора на мобильность надо было найти достаточно близкие дисциплины, чтобы не было большой академической разницы. Мне удалось заменить все наши предметы с минимальными потерями. Онлайн прохожу только майнор и проектную деятельность. Методы оптимизации сходились с сокурсниками буквально по каждой паре. В остальном программы тоже достаточно близки. Досдавать ничего не надо будет.
А каково быть в проекте, где вы одна онлайн, причем всегда? И что у вас за текущий проект в МИЭМе? Кто руководитель, о чем проект?
Проект «Разработка самообучающегося диалогового агента для онлайн-курсов», отвечаю за написание кода на питоне. Руководитель - Варнавский Александр Николаевич. Пытаемся создать бота, который будет, основываясь на данных о действиях студентов из смарт лмс, например, оценивать статистику обучения и, при ее ухудшении, пытаться улучшать ситуацию. Например, когда пользователь посмотрел модуль курса лишь 1 раз, в то время как одногруппники за это время посмотрели 7 выложенных лекций, бот будет отправлять уведомления со ссылкой на материалы и напоминанием посмотреть. Идея примерно такого формата. Нас всего двое, поэтому онлайн работать достаточно комфортно. Тем более, проект в принципе не требует совместной очной работы. Мы получаем задачу на неделю, чаще всего, потом созваниваемся в зуме. Поэтому онлайн все три человека, никаких проблем вообще не вызывает. Так даже удобнее, наверное.
Насколько отличается образовательный процесс в Ca’ Foscari University от вышкинского? Что в нем особенно импонирует лично вам?
В Вышке люди иногда опаздывают, не приходят, сидят в телефонах, разговаривают или спят. В Италии такого нет. Тут, как мне кажется, из-за того, что люди могут сами «собирать» образовательный план, все выбирают только то количество предметов и только те дисциплины, которые хотят изучать. Ни разу не видела здесь, чтобы кто-то опаздывал, даже если пара утром в дождь в 8:45. Бывает даже, что в аудитории не хватало мест. И никто вообще не отвлекается на телефон. Здесь более свободно строится обучение: для каждого экзамена можно выбрать одну из двух желательных дат сдач с разницей в месяц. Есть возможность либо записаться на первую ближайшую, а в случае неуспешной сдачи, прийти через месяц без каких-либо штрафов, либо сдать дважды и засчитать лучший результат. Некоторые ребята берут по 6 дисциплин в семестр, а кто-то говорит, что для комфортного усвоения в неспешном темпе им надо максимум 4. Преподаватели очень открытые к общению, независимо от твоей национальности. У всех доступный и понятный язык. К каждой паре делаются презентации и сразу же выгружаются в moodle (похож на наш лмс).
Сдавала здесь первый экзамен по методам оптимизации. Вроде бы, формат такой же как у нас, сидели в большой аудитории, телефоны сдавали, шахматная рассадка, но почему-то эмоционально было легче.
Отсутствуют разделения на лекции и семинары. В большинстве своем все пары - лекции с включением практических задач. Но отдельного, как у нас в Вышке, нет. Есть связанные между собой дисциплины, которые нельзя брать раздельно. Условно, если берешь машинное обучение, то обязательно нужно взять artificial intelligence. На одном - лекции, на другом - практика. Но это редкость. Все дисциплины выборные. Ребята выбирают из предложенного перечня в рамках своей программы. Например, на магистратуре есть список из 30 дисциплин, не все обязательны для прохождения. Просто к концу обучения нужно набрать необходимое количество кредитов - как это делать и какими предметами, ребята решают сами. Не нашла того, что не нравится. Просто система чуть другая, сначала было сложно перестроиться. В Вышке более строгая, наверное. Здесь посвободнее, но не могу записать это в минусы. Шкала оценивания 30-балльная. Все, что до 18 - не сдал, неважно, 2 это, 7 или 17. Нет системы накопленных оценок. Есть только групповые и индивидуальные задания и тесты, которые, при успешном выполнении, могут добавить максимум 5 баллов к экзамену. В остальном, решает лишь экзамен.
Когда вы возвращаетесь в Россию?
Должна была в феврале, но очень хотела продлить на второй семестр. Мне разрешил и принимающий вуз, и наш, поэтому думаю, что в июле.