Секция «Христианское искусство» работала 20-21 января в конференц-зале ПСТГУ в очно-дистанционном формате. В работе секции принимали участие как преподаватели, выпускники факультета церковных художеств и постоянные гости конференций ПСТГУ, так и новые участники.
Всего было заслушано 19 докладов ученых как из России (Москва, Санкт-Петербург, Орел), так и из зарубежья (Германия, Греция). Заседания секции вели декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков и заведующая кафедрой истории и теории христианского искусства, заместитель декана ФЦХ по научной работе, к. иск. А. А. Воронова. Дистанционный формат позволил присоединиться многим исследователям из ближнего и дальнего зарубежья, которые также принимали участие в обсуждениях; в среднем на заседаниях присутствовали 30-50 человек.
Утреннее заседание открыла группа докладов, посвященных средневековому искусству христианского Востока и Балкан: архитектурной пластике христианских храмов на Кавказе (д. иск. Е. Ю. Ендольцева, к. и. н. П. И. Тахнаева, Институт Востока РАН), особенностям пластической разработки экстерьера церкви Девичьего монастыря в Ани (выпускница магистратуры ПСТГУ Лошкарева Е. А, НИУ МГСУ), росписям касторийских живописцев в Македонии в XVI-XVII в. (М. О. Онуфриенко, НИИТИАГ). Архитектурная составляющая в региональном церковном строительстве получила свое развитие в сообщении К. Е. Чемезовой (Государственный музей истории Санкт-Петербурга) о каменном приходском зодчестве Норвегии XII-XIV веков. Региональная архитектура более позднего периода нашла отражение в докладе к. богосл., к. иск., клирика Бременской епархии (Германия) протоиерея Александра Берташа о православном храмостроительстве на территории современной Литвы в начале ХХ в.
Доклад к. иск. Е. А. Виноградовой и М. М. Бернацкого (ПСТГУ) был посвящен литургическим проблемам в священном образе, что было продемонстрировано на примере иконографического сюжета «Мелизмос» в его историко-богословском контексте. Иконографии преподобного Антония Сийского в контексте новейших реставрационных открытий в Успенском соборе Московского Кремля были посвящены размышления выпускницы магистратуры ПСТГУ О. Е. Полушкиной (МНРХУ). Отражение межкультурных связей в иллюминированных рукописях было продемонстрировано в докладе аспиранта Афинского университета Геворга Казаряна, сообщившего о своих исследованиях армянского Евангелия 1581 г., хранящегося в афинском музее Бенаки.
Тематика следующих докладов переместилась в сферу позднего русского церковного искусства. К изучению проблемы генезиса сюжета «Св. Иоанн Предтеча в пустыне с дикими зверями» в древнерусском искусстве грозненского времени обратилась выпускница и преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ, работающая также в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, Ю. В. Устинова. к. иск. Г. А. Назарова, также выпускница и преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ (ЦМИАР), представила свое исследование иконографического цикла «Истории Иоакима и Анны» на иконе «Зачатие Богородицы» последней четверти XVI века из Покровского монастыря в Суздале». Особенности авторской манеры живописи «кормового иконописца» Оружейной палаты Ивана Амвросимова выявила в своем сообщении к. иск. П. В. Западалова (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Западная тематика церковного искусства, тесно связанная с византийской и русской, была затронута в сообщении к. иск. Ю. Н. Звездина (Музеи Московского Кремля, ПСТГУ), посвященном циклу гравюр Антона Вирикса II Cor Jesu amanti sacrum 1586–1587 гг. и его отражению в западном и русском искусстве XIX века. Тему подобных заимствований поддержала к. иск. Н. Ф. Боровская в своем докладе о литургическом содержании алтарных картин Караваджо, а к. иск. С. В. Иванова из Российского института истории искусств в Санкт-Петербурге привлекла внимание слушателей к проблеме автопортрета художника в средневековой рукописи на примере уникальной Библии из Хокем-холла.
Заседания второго дня секции были посвящены русскому церковному искусству XVII-XIX веков в различных его проявлениях – архитектуре, иконописи, прикладном искусстве. Выпускница кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ Т. А. Островская (МГОМЗ) представила свои изыскания об особенностях резного Распятия конца XVII века из Андреевского монастыря в «Пленницах». Постоянный участник нашей секции д. иск. В. В. Игошев (Государственный НИИ реставрации) рассказал о своих исследованиях и атрибуции серебряных басменных окладов иконостаса храма Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве.
Завершили работу секции три доклада по русской архитектурной тематике: К. В. Постернак (Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева) представил парадоксы церковной архитектуры петровского времени как новое явление в трактовке традиционного сакрального пространства русского храма. Новые интересные архитектурные черты нашли свое выражение в сообщении выпускницы кафедры ИТХИ В. А. Батуровой (НИИТиАГ), посвященном архитектуре Входоиерусалимской церкви в Суздале в контексте храмового зодчества Суздальской епархии начала XVIII столетия. Последним прозвучал доклад к. иск. Т. В. Лазаревой (Орловский государственный институт культуры) об архитектурных особенностях церквей дворянских усадеб Орловской губернии в ряду сельских памятников Нового времени.
В целом заседания секции «Христианское искусство» прошли на высоком научном и профессиональном уровне, доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были как студенты ФЦХ ПСТГУ, так и коллеги из других музеев и научных учреждений. За выступлениями докладчиков зачастую следовали обсуждение и оживленная дискуссия.