Многое в учебном заведении – от атмосферы до качества образовательного процесса – зависит от руководителя. Марина Владимировна Волынкина – лицо и душа Института гуманитарного образования и информационных технологий, доктор юридических наук, педагог-новатор, творческая личность. Именно ректор выстраивает стратегию развития учреждения и формирует корпоративную культуру.
Мы решили взять интервью у ректора ИГУМО, чтобы поближе познакомиться с принципами ее образовательной политики.
– Марина Владимировна, что для Вас значит ИГУМО?
– ИГУМО – это моя вторая семья. Или первая. Если честно, сейчас мне трудно определиться. (Смеется.) Двадцать лет жизни я посвятила развитию этого учебного заведения и счастлива, что наши выпускники гордятся своей альма-матер, с удовольствием проводят у нас мастер-классы, преподают нашим студентам и приглашают их на практику в свои организации.
ИГУМО для меня очень многое значит. Откровенно говоря, я не представляю себя вне ИГУМО и МКИК. Я постоянно думаю о развитии нашего института, о новых проектах, спикерах, партнерах.
С утра до вечера я нахожусь на работе, и, даже когда я возвращаюсь домой, ИГУМО меня не отпускает.
У меня нескончаемый поток идей, планов, встреч. Мне постоянно хочется придумывать новые проекты, реализовывать новые творческие инициативы.
– Ваша энергия пронизывает буквально всё учебное заведение, вдохновляет студентов и преподавателей. Как лидер в чем Вы видите сильные стороны команды ИГУМО?
– За долгие годы сотворчества у нас сложилось сообщество профессионалов-единомышленников – людей, превосходно знающих свое дело, умеющих неординарно подходить к решению задач, направляющих свои силы на созидание. Мы все разные, но гармонично дополняем друг друга, усиливая наши компетенции.
Сотворчество – ключевое слово в корпоративной культуре нашей экосистемы. И я счастлива, что меня окружают люди, отдающие, как и я, свои знания, опыт, энергию студентам ИГУМО.
– Вы часто используете термин «экосистема». Что Вы вкладываете в это понятие и что представляет собой экосистема ИГУМО?
– Благодарю Вас за этот вопрос. Он очень важен для правильного понимания термина «экосистема» и смыслов, заложенных в стратегию развития нашего образовательного пространства.
Прежде всего, экосистема ИГУМО – это объединение нескольких образовательных учреждений в единый комплекс: институт (ИГУМО), колледж (МКИК) и школа («Ответственное образование»).
Мы готовим детей к обучению в нашей экосистеме с 6 лет – в частной школе «Ответственное образование».
В Международном колледже искусств и коммуникаций наши студенты изучают дизайн, фотографию, журналистику и издательское дело, психологию и социальную работу, китайский, корейский, английский языки, педагогику.
И, конечно, альма-матер нашей экосистемы – это сам ИГУМО, дающий студентам образование в сфере творческих гуманитарных профессий – дизайна и фотографии.
Экосистема ИГУМО также включает ряд масштабных проектов: Галерею ИГУМО, Международный фестиваль современного искусства DOCA, Московский молодежный фестиваль фотографии, информационное агентство Global Women Media.
С первого курса студенты участвуют в практико-ориентированных проектах. Они учатся работать в команде, проводить маркетинговые исследования, решать профессиональные задачи.
Экосистема ИГУМО имеет непосредственную связь с индустрией, осуществляет коммуникацию с внешними экспертами. Еженедельно у нас проходят мастер-классы дизайнеров, фотографов, режиссеров, владельцев арт-бизнеса, художников, маркетологов. Эксперты делятся опытом развития в профессии, показывают кейсы и анализируют их вместе со студентами.
Выстраивание диалога с представителями творческих индустрий в рамках экосистемы ИГУМО позволяет нам расширять возможности образовательного пространства. Нередко наши гости предлагают студентам практику в дизайн-студиях, фотоагентствах, медиа, культурных институциях и различных компаниях, где молодые специалисты могут развить свои навыки, реализовать творческий потенциал и получить ценный опыт.
– Более 10 лет в ИГУМО ежегодно проходит Международный фестиваль современного искусства DOCA. Чем особенно интересно это событие?
– Фестиваль был создан 11 лет назад и сегодня является неотъемлемой частью нашей образовательной экосистемы. DOCA проходит весной, превращая институт в площадку современного искусства, наполненную мастер-классами, лекциями и перформансами. Наряду с известными художниками в фестивале принимают участие наши студенты – в роли авторов, а также помощников-организаторов.
DOCA – уникальный проект, позволяющий студентам во время обучения получать выставочный опыт на международной площадке, пополнять профессиональное портфолио и чувствовать себя частью арт-сообщества.
Несмотря на кажущуюся легкость фестиваля, это результат большого многомесячного труда. В начале учебного года кураторы утверждают тему, предварительно тщательно обдумав концепцию DOCA, формируют творческие команды для подготовки проектов и объявляют open-call, приглашая к участию в фестивале художников из разных стран мира.
Не менее насыщенную работу проводит и команда волонтеров фестиваля. Гидами-волонтерами выступают студенты МКИК. Они изучают творчество авторов, общаются с художниками, чьи работы представлены на выставке, и готовятся отвечать на любые вопросы заинтересованных зрителей.
Ответственность за подготовку волонтеров лежит в том числе на мне. Участие студентов ИГУМО и волонтеров МКИК в фестивале DOCA – предмет моей особой гордости. Каждый год событие проходит на высоком профессиональном уровне. После окончания фестиваля мы устраиваем закрытую встречу для наших студентов, где обмениваемся эмоциями и впечатлениями от прошедшего события (after party). Все студенты ждут эту эмоционально насыщенную, трогательную часть мероприятия. И, конечно, я провожу это время вместе с ними, ведь мы одна команда. Я не пропустила ни одного фестиваля, и я счастлива наблюдать за тем, какие работы представляют студенты, как они проявляют свой потенциал. После DOCA ребята выходят из института, наполненные вдохновением, гордостью за то место, где они учатся.
Этот проект особенно важен для меня еще и потому, что идея создания фестиваля принадлежит моей старшей дочери. И мне очень тепло на душе от того, что ее инициатива живет, развивается, а главное – очень любима студентами, преподавателями, современными художниками и ценителями современного искусства. Замечательно, что декан института дизайна Елизавета Землянова поддержала проект и стала бессменным куратором и лидером этого замечательного фестиваля.
– В ИГУМО регулярно проходят творческие мастерские, мастер-классы. Вы являетесь их активным участником. Как это происходит?
– Я очень люблю творческие мастерские, действующие на базе нашего института. Это формат, в рамках которого студенты в течение нескольких месяцев реализуют дизайнерские, фотографические, мультимедийные или художественные проекты под наставничеством приглашенных опытных мастеров. Идея проведения мастерских возникла у меня несколько лет назад. Мне очень хотелось, чтобы наши студенты могли помимо учебы после занятий участвовать в крутых факультативных мероприятиях. И у нас это получилось. Каждый год у нас проходят по две мастерские приглашенных экспертов.
Много лет в ИГУМО действует мастерская Валерия Чтака, современного художника, работы которого интересны своей метафоричностью и многогранностью.
Я не художник, но творческая атмосфера, царящая в его мастерской, захватывает с головой даже меня. Работать с Валерой – это уникальный опыт погружения в современное искусство. В мастерской Чтака творческий процесс традиционно начинается с чтения литературных произведений, соответствующих выбранной теме. Художник предлагает студентам порефлексировать над прочитанным, найти для себя наиболее близкие и интересные образы, а затем переложить их на визуальный язык, создав не просто иллюстрации, а художественные высказывания. Впоследствии эти изображения переносятся прямо на стены учебных аудиторий и превращают обычные классы в настоящие арт-пространства. Согласитесь, это невероятно здорово.
Сегодня в ИГУМО насчитывается не один десяток дизайнерских аудиторий, часть которых были оформлены в рамках мастерских.
После того как я однажды приняла участие в мастерской Валеры, я больше не пропускаю ни одной встречи. Вместе со студентами мы обсуждаем прочитанные произведения, обмениваемся идеями, рисуем, подбираем краски и даже вместе моем кисточки. (Смеется.) Порой студенты задерживаются в мастерской до позднего вечера. Такое сотворчество очень сближает.
Известные художники ведут не только мастерские, но и мастер-классы для наших студентов. И мы системно развиваем это направление. Например, среди наших постоянных гостей – Валера и Наташа Черкашины. Это фотографы, художники, перформанисты, которые вошли в историю советского искусства как авторы, опережающие свое время, и по сей день они продолжают создавать уникальные проекты, привлекающие внимание всего мира.
Вместе с деканом института фотографии Вадимом Витальевичем Гущиным мы предложили Черкашиным организовать выставку в Галерее ИГУМО. Художники в свою очередь предложили оформить вход на выставку студенческими работами. Соблюдая предложенный стиль, учащиеся создали инсталляции в виде авангардных образов – фигур людей в стилистике творчества Казимира Малевича. Как ректор я всегда с большим удовольствием поддерживаю подобные активности и нередко сама участвую в процессе создания арт-объектов.
В такие моменты студенты воспринимают меня не как руководителя учебного заведения, а как коллегу, члена команды. У нас складывается открытый доверительный диалог, в котором мы обмениваемся своими творческими идеями и мыслями. Это дорогого стоит.
– Вы также участвуете со студентами в проектах вне стен института. Какой внешний проект Вам запомнился больше всего?
– У нас было много интересных поездок. Например, мы были в Брюсселе, в Праге, Градце Кралове. Одной из самых запоминающихся для нас стала поездка в Дессау, где мы со студентами представляли проект в самой знаменитой дизайнерской институции мирового уровня Bauhaus.
Студенты ИГУМО стали первыми, кто представил Россию в ежегодном событии международного уровня Bauhaus Open Studios.
Через инсталляции мы раскрыли разные аспекты устройства общественных пространств в России. Наш проект был очень высоко оценен экспертами и положил начало международному сотрудничеству ИГУМО с легендарной школой дизайна. Впоследствии на базе нашего вуза впервые в России при участии Bauhaus был реализован образовательный курс для преподавателей творческих дисциплин.
Примечательно, что жюри и других участников Open Studios интересовали не только результат, но и сам процесс работы, взаимодействие наших студентов и преподавателей. Экспертам Bauhaus понравились атмосфера, в которой проходила наша работа, искренность и открытость в общении между преподавателями и студентами.
Я находилась с ребятами в мастерской с утра до вечера, морально подбадривая их, когда они уставали. Этот факт оценили не только наши студенты, но и зарубежные коллеги.
– Популяризация современного искусства – одна из задач такого творческого вуза, как ИГУМО. Какие еще проекты в этом направлении действуют в институте?
– Частью нашей экосистемы является Галерея ИГУМО, в которой ежемесячно выставляют свои работы как наши студенты, так и приглашенные художники. Кроме того, в Галерее на регулярной основе проходят аукционы. Мы начали организовывать их в первую очередь для того, чтобы научить студентов правильно представлять свои работы во внешних институциях, продавать свои произведения и грамотно оформлять договорные отношения с галереями.
К тому же участие в аукционах вселяет в студентах уверенность в себе и в своих силах, что особенно важно в творческих профессиях.
Я действительно очень люблю современное искусство и являюсь большой поклонницей работ наших студентов. Сегодня я могу назвать себя коллекционером, потому что у меня есть целый ряд студенческих работ, купленных на аукционе. Это качественные талантливые произведения, которыми я очень горжусь и как ценитель современного искусства, и как наставник.
– Говоря о международных проектах, нельзя не отметить сообщество Peace-50, которое Вы создали совместно с коллегой из Брюсселя. Какие цели Вы для себя ставили? И как этот проект взаимосвязан с экосистемой ИГУМО?
– В идею сообщества Peace-50 был заложен глубокий смысл – объединение экспертов-лидеров из разных стран, которые достигли профессионального статуса и сохранили энтузиазм, неравнодушие, стремление внести свой вклад в решение глобальных проблем. Мы развиваем горизонтальные связи, основанные на принципах дружбы, взаимопомощи, понимания, потому что уверены, что именно такое искреннее доверительное общение и сотрудничество способны привести мир к устойчивому развитию.
Что касается экосистемы ИГУМО, то для меня очень важно, чтобы наши студенты имели возможность встречаться и общаться не просто с профессионалами своего дела, перенимать их опыт и знания, но и с людьми с правильными жизненными ценностями, способными стать для наших учащихся ролевыми моделями. Сообщество Peace-50 позволяет вовлекать в образовательный процесс именно таких экспертов. Более того, благодаря таким встречам молодые специалисты учатся выстраивать коммуникацию с людьми из разных стран.
Участники сообщества Peace-50 регулярно приезжают в ИГУМО, чтобы провести мастер-классы, пообщаться со студентами, принять участие в реализуемых нами проектах.
Наши инициативы часто поддерживают генеральный директор агентства The Alchemist Agency Джойниколь Мартинез из США, главный редактор Diplomatic World Барбара Дитрих и основатель Inspiring Culture Пик Кеобандит из Бельгии, основатель Women-20 Гюльден Тюрктан и другие участники сообщества.
Мне приятно осознавать, что благодаря межличностному общению, диалогу «от сердца к сердцу» нам удается выстраивать такие связи, которые полезны для подрастающего поколения и для развития международного сотрудничества.
– Недавно у ИГУМО появился новый проект в сотрудничестве с известным московским театром. Расскажите об этой инициативе.
– Да, в прошлом году мы начали сотрудничество с МХТ им. А.П. Чехова. Нам очень приятно, что художественный руководитель Константин Хабенский и руководитель пресс-службы театра Вадим Верник по достоинству оценили профессионализм наших студентов и посчитали возможным заключение соглашения о партнерстве с ИГУМО. Теперь на регулярной основе мы участвуем в съемках видеороликов для театра, делаем фотопроекты, создаем зарисовки с представлений и берем интервью у зрителей.
Подобные проекты позволяют студентам реализовать свой потенциал в разных областях, развить у себя множество навыков – от творческих до коммуникативных.
Я активно вовлечена в реализацию этого проекта как наставник, хожу в театр вместе со студентами, обеспечивая им всю необходимую поддержку. Мой опыт показывает, что присутствие наставников очень ценно для подрастающего поколения: искренняя вовлеченность педагога дает им возможность чувствовать себя более уверенно, защищенно и, как следствие, делает процесс обучения более эффективным.
– Вы много работаете. Есть ли у Вас время на отдых? Как Вы проводите свой досуг?
– Я с большим удовольствием хожу в музеи и галереи – на фотографические и художественные выставки, где представлено как классическое, так и современное искусство.
Меня интересует и захватывает творчество во всех его проявлениях. Оно наполняет меня новыми жизненными смыслами.
Я очень люблю театры и часто хожу на творческие вечера. Мне важно и интересно всегда быть «на волне» событий, происходящих в культурном сообществе. На мой взгляд, взаимодействие с искусством – это один из лучших способов восстановления сил, получения заряда энергии и вдохновения.
Что бы Вы пожелали студентам и абитуриентам?
– Выбирайте учебное заведение сердцем. Там, где вам комфортно находиться, там будет интересно учиться.
Учитесь думать, мыслить, творить, любить, тогда вы обязательно реализуете свой потенциал. Не бойтесь ошибаться, участвуйте в разных проектах, раскрывайте в себе разные грани.
Я желаю студентам и абитуриентам выбрать ту профессию, которая будет доставлять им удовольствие. Когда человек увлечен, его непременно ждут успех и, как следствие, денежное вознаграждение. Люди хорошо чувствуют тех, кто относится к своей работе с любовью, и ценят таких специалистов.
Мы же в свою очередь помогаем нашим студентам, связавшим свою жизнь с дизайном и фотографией, стать успешными профессионалами.