Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации (ВА РВСН)

Год основания: 1820
Число обучающихся в вузе студентов: 1061
Стоимость обучения в вузе: -

Адрес: 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 9

Телефон: 
Показать

E-mail: arvs@mail.ru
Сайт: Показать

загрузка карты...
Фотографии инистр обороны России в РВСН Связь РВСН Музей академии Девушки-курсанты
Статьи

Военная академия РВСН им. Петра Великого – достоинство, проверенное временем

В здании бывшего Императорского Воспитательного дома сейчас располагается крупнейший образовательный центр и научно-исследовательская база военной техники, принадлежащая ведомству РВСН.

Все статьи »
О ВУЗе

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого -  7 декабря 2010 года  будет отмечать свое 190-летие.

Являясь одним из старейших военно-учебных заведений страны и значительным научным центром, она известна не только в России, но и далеко за ее пределами.

В разные периоды своего существования Академия готовила командиров и инженеров различного профиля в основном для артиллерии.

Реактивные снаряды и ракеты, внутренняя и внешняя баллистика, пороха и горючие смеси, приборы управления реактивными снарядами всегда находились в поле научных интересов ученых Академии, но непосредственно готовить кадры для ракетного дела в Академии начали в первой половине 40-х годов прошлого века, когда еще шла Великая Отечественная война.

Подготовку специалистов-ракетчиков в стенах Академии можно разделить на три основных этапа:

начальный период ракетного образования, длившийся с 1944 по 1959 год. Он характеризуется бурными организационными мероприятиями, интенсивной педагогической и научной деятельностью по обеспечению учебного процесса  и удовлетворению научных потребностей войск, становлением ракетных лабораторий, кафедр, факультетов и в целом ракетной Академии;

период перехода Академии в состав РВСН и подготовки командиров-инженеров для РВСН по всему комплексу ракетного вооружения стратегического назначения и технике космических боевых средств, начавшийся в 1961 и длившийся вплоть до 1967 года. Командно-инженерный факультет готовил офицерские кадры по специальностям командно-инженерная, баллистика и расчет данных для пуска ракет, применение ЭВМ и автоматизация управления войсками;

третий период – подготовка руководящих командных и инженерных кадров с высшим военным образованием для полкового, дивизионного и армейского звеньев управления, – начавшийся в 1967 году и продолжающийся до настоящего времени. Для этого на базе командно-инженерного факультета был создан командный факультет со сроком обучения два года, поскольку зачислялись на него офицеры, имеющие высшее военно-специальное образование (инженеры), с должностей командиров дивизионов и выше.

Во все эти периоды Академия продолжала готовить инженеров по ракетным и некоторым наукоемким специальностям.

Первый период начался с создания    учебного отделения ракетной специальности, а затем кафедры реактивного вооружения. По словам ее первого начальника профессора Я.М. Шапиро, в первый состав кафедры вошли: М.М. Арш, Ф.Н. Пойда, И.В. Быстров, М.К. Тихонравов, М.Д. Артамонов, Д.Н. Щеверов, М.С.Гуревич, К.М. Долгов, М.И. Копытов, Е.Б. Волков. Одновременно на кафедре приборов управления реактивными снарядами преподавали Н.Я. Головин, С.М. Осовец, А.М. Летов, Е.М. Горбатов, Д.А. Погорелов, А.В. Солодов. Перечисленных ученых-педагогов, считал Я.М. Шапиро, заслуженно можно считать пионерами ракетного образования. Как и его самого, добавим мы.

В те годы талантливые выпускники Академии, опираясь на труды своих знаменитых предшественников П.А.Гельвиха, И.П.Граве, И.Ф.Сакриера по внешней и внутренней баллистике, теории вероятностей, ошибок и стрельбы по воздушным целям, активно используя помощь конструкторов и ученых, создателей ракетной техники, вырастали все же своим трудом и пополняли ряды ученых-ракетчиков. Кроме уже перечисленных можно было еще назвать А.С. Шаталова, М.Ф. Самусенко, Л.И. Карпова, С.Д.Сильвестрова, Г.П.Молоткова и некоторых других.

Огромный вклад в развитие военно-ракетного образования внесли тогда крупные военные руководители П.Н. Кулешов, С.Ф.Ниловский, Г.М. Третьяков, А.И. Нестеренко, возглавившие новый факультет реактивного вооружения, а позже и начальники Академии генерал-полковники Г.Ф. Одинцов, Ф.П. Тонких, Н.Н.Котловцев, Ю.И. Плотников, Н.Е. Соловцов и Ю.Ф. Кириллов.

В составе факультета реактивного вооружения была также создана кафедра приборов управления реактивными снарядами, возглавляемая сначала кандидатом технических наук Д.А. Погореловым, а затем доктором технических наук А.С. Шаталовым. На кафедре преподавали много блестящих ученых-педагогов, среди которых были А.В. Солодов, Г.П. Молотков, М.Д. Артамонов и другие.

Другим важным событием начального периода ракетного образования в Академии явилось создание кафедры сначала атомного оружия (1953-1955гг.), а затем специального снаряжения (с 1956 г.), под прикрытием которого выступали ядерные боеприпасы. Первым начальником кафедры специального снаряжения и ее основателем был генерал-майор П.П. Ганичев, а затем профессора генерал-майоры А.А. Любомудров и А.А. Алатырцев, полковники А.А. Булавин, В.В. Супрунов, И.Т. Севрюков и другие.

Второй период ракетного образования в Академии совпал с массовым развертыванием группировки РВСН на базе строительства боевых ракетных комплексов с межконтинентальными ракетами. Укомплектование командно-штабных должностей уровня ракетных дивизионов и полков, развертываемых новых дивизий офицерами, не имевшими инженерного образования, стало нецелесообразным: усложнялись сами боевые ракетные комплексы, технология их подготовки к пуску, система боевого управления. Одновременно возрастали требования к оперативно-тактической подготовке командиров.

Вот и потребовалось создание нового командно-инженерного факультета. В его состав вошли кафедры оперативного искусства и применения ракетных соединений и объединений; тактики и боевого применения ракетных подразделений и частей; теории полета ракет и космических боевых средств; исследования эффективности ракетно-ядерных ударов и подготовки данных пуска ракет; военной кибернетики и автоматизации управления ракетными войсками. В подготовке командиров-инженеров участвовали также общенаучные и общеинженерные кафедры Академии. Им было предоставлено учебным планом до 30% учебного времени. Факультетом командовали генерал-майоры Н.Г. Комаров, Герой Советского Союза Н.К. Спириденко и А.В. Честнов. Именно в этот период усиливается научно-исследовательская работа по оперативно-тактическим дисциплинам: под научным руководством кандидата военных наук генерал-лейтенанта С.А. Торкунова завершен научный труд ученых факультета «Ракетные операции», широко использованный при разработке наставления «Боевые действия РВСН (армия, корпус, дивизия)».

Под редакцией А.А. Червоного авторским коллективом кафедры № 44 написан и издан учебник «Теория эффективности ракетно-ядерных ударов».

Третий период ракетного образования по существу является продолжением усилий Академии по улучшению качества подготовки командиров-ракетчиков. По инициативе начальника Академии генерал-полковника Г.Ф. Одинцова в 1967 году в Академии начинает функционировать командный факультет с двухгодичным сроком обучения с целью подготовки руководящих командных и инженерных кадров с высшим военным образованием для полкового, дивизионного и армейского звеньев управления по специальности командно-штабная.

Командный факультет был образован на базе командно-инженерного, в его состав вошли кафедры эксплуатации вооружения; связи и автоматизации управления; эффективности вооружения и боевых действий; защиты войск и объектов от оружия массового поражения; боевого применения частей и соединений. Последняя через год была разделена на кафедру оперативного искусства и кафедру тактики.

По мере становления факультета и его развития состав кафедр и их названия менялись. В частности, значительно позже в состав факультета вошли вновь созданные кафедры управления войсками и службы штабов; боевой подготовки (превращенная затем в кафедру управления повседневной деятельностью войск); радиоэлектронной борьбы; оперативного и войскового тыла.

Первым начальником командного факультета был назначен фронтовик кандидат военных наук генерал-майор С.М. Бармас, руководивший факультетом 20 лет и ставший доктором военных наук, профессором, заслуженным деятелем науки СССР. Впоследствии факультетом руководили его выпускники: генерал-лейтенант Р.В. Маркитан, генерал-майоры Г.И. Бобин, Р.Б. Каримов, Ю.П. Чернега, полковники Н.Н. Зиневич и И.М. Колмычков.

При разработке первого плана обучения на командном факультете был применен подход, исходивший из следующих положений: для офицеров-ракетчиков руководящего командного и инженерного состава необходим фундамент общевойскового высшего образования, на фоне которого должны быть глубоко и всесторонне изучены вопросы боевого применения РВСН; с учетом технической сложности ракетного вооружения, специфики поддержания его боевой готовности и управления его применением была очевидной необходимость углубления инженерной подготовки, расширения фундаментальных и прикладных знаний по вопросам эксплуатации вооружений и техники, их технического обслуживания, повышения и поддержания надежности; поскольку вооружение и техника непрерывно обновлялись, то необходимо было не только пополнить знания устройства новых образцов вооружения, но и усилить фундаментальную подготовку по перспективным направлениям технического и технологического обновления.

В становлении и развитии высшего военного образования в Академии особые заслуги принадлежат главнокомандующим РВСН того периода Маршалу и Герою Советского Союза Н.И.Крылову и Главному маршалу артиллерии Герою Социалистического Труда В.Ф. Толубко, начальникам Академии  маршалу артиллерии профессору Г.Ф. Одинцову и генерал-полковникам профессорам Ф.П. Тонких, Н.Н. Котловцеву, Ю.И. Плотникову, Н.Е. Соловцову, Ю.Ф. Кириллову; ученым, генералам и педагогам академии С.М. Бармасу, А.В. Честнову,  С.А. Торкунову, А.Г.Абакумову, Е.Б. Волкову, М.И. Емелину, Т.М. Сеидову, И.Т.Сысоеву, Б.И. Калиниченко,  В.А. Введенскому, Н.И. Лапата, Л.И. Волкову, А.А. Ларину, Р.В. Маркитану, В.Ф. Шулежко, В.И.Стрекозову, В.М. Кузьмину, В.И. Мухину, В.В. Блаженкову, В.Г. Средину, В.Г. Михайловскому, В.П. Плюснину, С.Н. Лапицкому, Р.М. Хлопячему, В.В.Кирилину, И.М. Колмычкову, Ю.Б.Орловскому,  В.С. Белоусу, М.Е.Змиенко и другим. Успешно передают обучаемым свой богатый войсковой опыт генералы А.С. Абрамов, В.А. Вакуленко, Ю.С. Морсаков, В.А. Муравьев, Г.Н. Поленков, А.В. Полицын, О.И. Карпов, Ю.В. Тереньтьев и другие.

Выпускники командного факультета, а затем и факультета руководящего инженерного состава (ФРИС), своей добросовестной творческой службой на различных, в том числе и самых высоких, должностях вполне оправдали и оправдывают надежды инициаторов подготовки и созидателей кадров руководящего состава ракетных специальностей.

За время существования высшего военного образования Академия пополнила ряды его тысячами выпускников, среди которых: министр обороны РФ Маршал России И.Д. Сергеев, заместитель министра генерал армии Ю.А. Яшин, главнокомандующий РВСН генерал армии В.Н. Яковлев, командующие РВСН генерал-полковник Н.Е. Соловцов и генерал-лейтенант А.А. Швайченко, начальники Военной академии РВСН имени Петра Великого генерал-полковники Ю.И. Плотников, Ю.Ф. Кириллов и генерал-лейтенант В.Л. Захаров; десятки заместителей командующего РВСН и командующих армиями, сотни их заместителей, командиров дивизий и полков.

Выпускники Академии нашли свое место во всех структурах стратегических ядерных сил – В.И. Герасимов и И.Н. Валынкин возглавили 12 Главное управление Министерства обороны, а В.Л. Иванов, А.Н. Перминов и В.А. Поповкин – Космические войска.

Высокое качество подготовки офицерского и руководящего состава РВСН было бы невозможно без развития ракетной военной техники, без активного участия профессорско-преподавательского состава и научных подразделений Академии в научно-исследовательской деятельности, направленной на обеспечение создания новых видов и образцов ракетно-ядерного оружия, удовлетворение потребностей войск в информации, знаниях и средствах решения актуальных проблем поддержания боевой готовности, обеспечения учебного процесса.

В процессе становления ракетного образования развивались существующие, возникали и формировались новые научные школы.

Наиболее результативные и продуктивные из школ можно перечислить в этой статье: конструкции и проектирование систем ракет во главе с профессором М.И. Копытовым; исследования процессов, протекающих в ракетных двигателях, во главе с профессором Е.Б. Волковым; систем управления ракет, прицеливания и контроля их состояния (А.С. Шаталов, Б.И. Назаров, М.В. Ефимов, А.П. Панюков); ядерных и обычных боеприпасов (П.П. Ганичев, А.А. Любомудров, В.С. Сулаквелидзе, И.Т. Севрюков и другие); взрывчатых веществ, порохов и средств пироавтоматики (И.В. Тишунин, Б.И. Шехтер и Н.К. Егоров); теории полета ракет и космических аппаратов (Д.А. Погорелов); технологического оборудования и технических систем, защиты объектов от факторов поражения ядерного оружия (М.Ф. Самусенко, В.Г. Маликов, В.Ф. Шулежко и другие); оперативного искусства и тактики ракетных войск, управления войсками (В.В. Бутылкин, В.В. Коробушин, С.А.Торкунов, С.М.Бармас, К.А.Федоренко, В.А.Введенский, А.А. Ларин, Р.В.Маркитан, В.В. Круглов, М.Е. Змиенко).

Деятельность ученых этих научно-педагогических школ имеет много общего: постоянное совершенствование и углубление своей фундаментальной подготовки; тесная связь и постоянное взаимодействие с другими научными учреждениями, предприятиями промышленности и опытно-конструкторскими организациями, органами военного управления, частями и соединениями войск; активное участие в испытаниях вооружения и техники, проведении экспериментов, научно-исследовательских учениях, изучении опыта современных войн и военных конфликтов; забота о выращивании молодых и перспективных научных кадров.

Ученые Академии и ее выпускники пользовались признанием и высоким авторитетом. Нередко именно им правительство доверяло возглавить государственные комиссии по приему на вооружение оружия и технических систем, предназначенных для защиты и обеспечения независимости Отчизны. Среди них Герой Советского Союза Г.Е. Алпаидзе; Герои Социалистического Труда Е.В. Бойчук, Е.Б. Волков, К.А. Керимов, В.И. Королев, П.Н. Кулешов, А.А. Максимов, Г.Н. Малиновский, М.И. Ненашев, И.В.Мещеряков, А.И. Семенов, Ф.П. Тонких; лауреаты Ленинской премии А.А. Васильев, М.Г. Григорьев, В.В. Коробушин, А.А. Курушин, А.И. Соколов; лауреаты Государственной премии Ю.А. Яшин, А.Г. Карась, а также В.Л. Иванов, К.В. Герчик, А.П.Дегтярев, А.И. Нестеренко, Г.Ф. Одинцов, Н.Д. Яковлев.

Воспитанники Академии, ставшие основой офицерского корпуса стратегических ядерных сил Отечества, в определяющей мере способствовали развитию Ракетных войск стратегического назначения и достижению ракетно-ядерного паритета СССР и США, освоению космического пространства, развитию инновационных технологий и внедрению их в жизнь, обеспечению ядерной безопасности и предотвращению экологических кризисов.

В ходе военно-образовательной реформы Военная академия РВСН имени Петра Великого по праву стала главным политехническим научно-образовательным центром, в состав которого вошли военные институты Ракетных войск в Ростове-на-Дону и Серпухове.

Сегодня академия, готовит высококвалифицированные офицерские кадры командного и инженерного состава в широком спектре наукоемких военно-технических специальностей не только для РВСН, но и для других видов и родов войск, почти всех силовых структур.

Редактировать информацию о вузе
Данное учебное заведение представлено в следующих разделах:
Поделиться:
Меню
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации