Позиции идей материализма, находивших такой живой отклик в душах последователей марксизма-ленинизма, кажется, здорово пошатнулись в последние 20 лет. Напротив, общественное сознание стало больше ориентировано на духовные ценности, саморазвитие и познание себя.
Институт автомобильных технологий и управления (МАМИ)
Год основания: 1997
Число обучающихся в вузе студентов: 85
Стоимость обучения в вузе: 45 - 50 тыс. руб.
Адрес: 107023, г. Москва, Большая Семеновская, д. 38
E-mail:
yvm@mami.ru, ankin@list.ru
Сайт:
Показать
- 23.09 Инженерный турнир Университета машиностроения пройдет в день открытых дверей
- 04.12 Презентация образовательной программы «Будущая элита Холдинга Атлант-М»
- 30.11 Юбилей первой в России кафедры автомобильного дизайна Университета машиностроения собрал ведущих дизайнеров национальной отрасли
- 11.11 Презентация крупнейшего в России дилера автомобилей марки Toyota и Lexus - компании «СП Бизнес Кар»
- 11.11 Hyundai Motor приглашает студентов Университета машиностроения на экскурсию в московский офис
Жизнь каждого коллектива, каждой организации начинается с первого шага, предпринятого инициативными людьми, решившими начать новое дело. Для коллектива Московского государственного технического университета «МАМИ» таким шагом и началом сложной, но яркой истории развития вуза была организация в Москве в 1865 году небольшой ремесленной школы, которая со временем превратилась в одно из ведущих средних технических учебных заведений царской России — Комисаровское техническое училище (КТУ). Деятельность этого училища оказала огромное влияние на становление и совершенствование российского профессионального образования.
История КТУ началась в конце 1864 года, когда среди членов 1-го Арбатского отделения Дамского попечительства о бедных в Москве возникла мысль основать при Отделении небольшую двухгодичную ремесленную школу для детей бедных родителей и сирот с обучением портняжному, сапожному и переплётному ремёслам. В сентябре 1865 года эта школа была основана инженером Христианом Христиановичем Мейеном на средства богатого железнодорожного предпринимателя Петра Ионовича Губонина.
В 1865 году во вновь открытую ремесленную школу было принято 9 учащихся с проживанием (пансионеров) и 23 учащихся приходящих. По уставу школы, в ней, наряду с предметами общего элементарного образования, предполагалось преподавать портняжное, сапожное и переплётное ремёсла. В 1866 году школа названа Комисаровской в честь Осипа Ивановича Комисарова (1838 — 1892), уроженца Костромской губернии, спасшего в апреле 1866 года жизнь царя Александра II, «отведши в сторону руку злоумышленника Д.В. Каракозова», стрелявшего в него.
В Москве в Благовещенском переулке на Тверской улице на средства П.И. Губонина было приобретено здание для ремесленной школы. Комисаровская школа быстро развивалась, росло количество учащихся и в 1867 году по инициативе московских промышленников школа была реорганизована в ремесленную школу с трёхгодичным сроком обучения по подготовке мастеров по обработке металла и дерева применительно к железнодорожному делу. Первоначально преподававшиеся портняжное и переплётное ремёсла были заменены слесарным, токарным, кузнечным и столярным.
В 1870 году, когда в школе было уже более 200 учащихся, опять-таки по ходатайству крупнейших московских промышленников, Министерство торговли и промышленности преобразовало школу в техническое училище с пятилетним сроком обучения по подготовке мастеров для промышленных предприятий. В связи с этим было принято решение вместо учебных мастерских, которыми располагало училище, построить производственные мастерские.
Огромную помощь училищу в этом трудном деле оказали московские промышленники. На их пожертвования училище провело коренную реорганизацию, приобрело земельный участок, осуществило строительство учебных и производственных корпусов, закупило учебное оборудование. Кроме того, промышленники безвозмездно передали училищу станки, машины, инструмент, являвшиеся по тому времени значительной материальной базой для профессиональной подготовки будущих мастеров и техников.
Были пересмотрены и учебные программы. Они были приближены к программам реальных училищ, «чтобы облегчить выпускникам доступ в Императорское техническое училище» (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). В КТУ принимались дети-сироты, дети из бедных и малоимущих семей, по ходатайствам разных лиц, которые вносили определённую плату (за пансионеров — 250 руб. в год, за приходящих — 50–100 руб. в год) и в этом случае учреждалась стипендия их имени. Со дня основания и до 1886 года училище окончили 446 человек, звание техника по механическому делу было присвоено 27 выпускникам.
Училище располагало чугунолитейной и меднолитейной мастерскими. Наличие большой чугунолитейной мастерской с суточной пропускной способностью вагранки в 400 пудов чугуна давало возможность делать отливки больших частей станков, сложных паровых машин и других деталей, которые поступали затем на обработку и сборку в прекрасно оборудованную механическую мастерскую. Механическая мастерская была оборудована разнообразными станками, в том числе токарными, сверлильными, фрезерными, револьверными и т. п. Имелся большой деревообделочный цех на 150 рабочих.
Кроме указанных мастерских, в училище имелись хорошо оборудованные лаборатории, где учащиеся проводили испытания как своей продукции, так и продукции других заводов.
Окончившим курс в КТУ было предоставлено право поступления по конкурсному испытанию в высшие специальные учебные заведения наряду с окончившими курс в гимназиях и реальных училищах. И выпускники КТУ пользовались этим правом. Так, из 275 учеников, окончивших КТУ с 1888 по 1895 год, 35 человек окончили курс Императорского высшего технического училища со званием инженера-механика.
В течение многих лет существования училища в нём сложился исключительно квалифицированный коллектив преподавателей. Многим из них было присвоено звание Заслуженного преподавателя. Среди них можно отметить статского советника, Заслуженного преподавателя математики Ивана Васильевича Краснопевцева, который в 1883 году окончил физико-математический факультет Императорского Московского университета со званием действительного студента и преподавал в КТУ с 1884 года; Заслуженного преподавателя истории, статского советника Сергея Александровича Рашкова, который в 1885 году окончил историко-филологический факультет Императорского Московского университета со степенью кандидата и работал в КТУ с 1885 года, исполняя одновременно, в течение многих лет, обязанности секретаря Педагогического совета училища; Заслуженного преподавателя механики и электротехники, статского советника Михаила Яковлевича Кульчитского, окончившего Императорское Московское высшее техническое училище с отличием и работавшего в КТУ с 1886 года; Заслуженного преподавателя физики и математики, статского советника Михаила Петровича Чижевского, который окончил физико-математический факультет Императорского Московского университета со степенью кандидата и преподавал в училище математику с 1886 года.
В училище много лет проработали будущие профессоры МАМИ, среди них Валентин Александрович Александров, Иван Васильевич Грибов, будущий академик АН СССР Виктор Сергеевич Кулебакин, профессор Дмитрий Константинович Карельских, доцент Михаил Григорьевич Тихменёв и многие другие.
В начале 90-х годов XIX века по ходатайству Министерства народного просвещения были отпущены большие денежные средства на строительство и обустройство новых учебных корпусов и мастерских Комисаровского училища. Кирпичные здания были построены и открыты для занятий в конце 1900 года.
В 1902 году КТУ имело 20 отдельных зданий, из которых 16 были каменными. Все здания были присоединены к городской водопроводной и канализационной сети. Отопление было частью голландскими печами, частью духовыми, а в мастерских — нагретым воздухом. Освещение было электрическое от собственной электростанции. Большая часть учебных корпусов сохранилась до настоящего времени и находится в Благовещенском переулке.
Учебные мастерские занимали площадь в 4600 кв. м. и размещались в отдельном здании, соединённом с учебным корпусом переходным коридором. Мастерские делились на отделения: столярно-токарное, слесарно-тисочное, слесарно-механическое, литейное, котельное, паровых машин и тепловых двигателей. Отделения были строго специализированы и имели по тому времени новейшее оборудование. Учащиеся могли не только детально знакомиться с конструкцией станков, машин и приспособлений, но и работать на них. Учащиеся выполняли в учебных мастерских заказные изделия, причём сдача готовой продукции производилась только через отдел контроля. Это требовало от учащихся не только точности и высокого качества изготовления продукции, но и воспитывало в них дисциплинированность и сознание ответственности за каждую изготовленную деталь.
В 1916 году, одному из лучших технических училищ России того времени, Комисаровскому, было присвоено звание Императорского. Императорское Комисаровское техническое училище по методам преподавания, составу учебных планов, постановке воспитательной работы соответствовало современному среднему техническому учебному заведению. По технической оснащённости оно стояло на одном из первых мест в России.
В КТУ проходили обучение многие видные учёные и производственники страны, работавшие впоследствии в МАМИ. Среди них - крупный учёный в области технологии машиностроения, профессор МВТУ им. Н.Э. Баумана В.М. Кован, поступивший в КТУ в 1902 году, а также крупный учёный и педагог, профессор МВТУ им. Н.Э. Баумана М.А. Саверин.
Более 50 лет до Октябрьской революции КТУ вело свою плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных техников для российской промышленности, а в последние годы - ещё и для автомобильной. За свою деятельность на этом поприще оно заслужило высокий профессиональный авторитет и признание в России.
После Октябрьской революции, в 1919 году, КТУ было преобразовано в 1-й Московский механико-электротехнический техникум имени М. В. Ломоносова (Ломоносовский техникум), с пятью отделениями: двигателей внутреннего сгорания, автомобильным, паротехническим, обработки металлов, электротехническим сильных токов.
Председателем Президиума Ломоносовского техникума стал Иван Васильевич Грибов, который в 1939 году, когда был воссоздан Московский автомеханический институт, будет первым деканом автотракторного факультета и заведующим кафедрой «Эксплуатация автомобиля».
В Комисаровском техническом училище И.В. Грибов начал работу в 1914 году. Сначала преподавал машиностроительное черчение и технологию металлов, затем двигатели внутреннего сгорания и автомобильное дело. Он организовал в КТУ отделения двигателей внутреннего сгорания и автомобилей и с 1916 года заведовал этими отделениями. С конца 1917 года, после октябрьских событий, являлся Председателем Исполнительного комитета и Председателем Президиума Ломоносовского техникума, Председателем Совета и ректором Ломоносовского института. Одновременно, до февраля 1923 года, И.В. Грибов был заведующим Отделом высшей школы Главпрофобра.
Однако преобразование в техникум не соответствовало большим возможностям Комисаровского технического училища в подготовке квалифицированных кадров для промышленности, поэтому в 1920 году Ломоносовский техникум был переименован в Практический механико-электротехнический институт им. М.В. Ломоносова.
Ломоносовский институт готовил инженеров-практиков для производства и эксплуатации по специальностям автомобильного дела, двигателей внутреннего сгорания, механики, электротехники.
Несмотря на тяжелое материальное положение того времени, Ломоносовский институт при участии профессоров и преподавателей принимал заказы и исполнял «столярные, слесарные, кузнечные и литейные работы, обработку на станках всевозможного характера; ремонт автомобилей, тракторов, мотоциклов, велосипедов; ремонт и установку паровых машин и локомобилей, двигателей внутреннего сгорания, различных станков; оборудование механических мастерских; определение наиболее выгодных условий перехода на электрическую энергию (электрификацию производств и районов); оборудование электрических станций; устройство и ремонт электрического освещения и сигнализации; испытание и исправление повреждений в машинах и трансформаторах; исправление и выверку измерительных приборов; обследование силовых, электрических и осветительных установок; испытание материалов и технические анализы; проектирование центральных электрических станций и прочих силовых установок; проектирование и испытание топок; различного рода чертёжные и светокопирные работы; всевозможные консультации по эксплуатации тракторов, автомобилей, испытания, пуск, приспособление к различным работам и т.п.»
5 января 1922 года было принято решение о преобразовании Московского практического механико-электротехнического института имени М.В. Ломоносова в высшее техническое учебное заведение — Московский механико-электротехнический институт им. М.В. Ломоносова.
В 1930 году на базе факультета индустриального земледелия Ломоносовского института и Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева создаётся Московский институт механизации и электрификации имени В.М. Молотова. Специальности по энергетике из Ломоносовского института переходят в созданный Московский энергетический институт (МЭИ). Специальности по авиационным двигателям передаются в Московский авиационный институт (МАИ) и Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. После разделения Московского механико-машиностроительного института (МММИ) (впоследствии МВТУ им. Н.Э. Баумана) тракторная и автомобильная специальности с механического факультета МММИ перешли в Ломоносовский институт.
В связи с этой реорганизацией Ломоносовский институт получил (с 1930 года) статус специализированного отраслевого автотракторного втуза и стал называться Московским автотракторным институтом имени М.В. Ломоносова. Ректором был избран профессор (позже академик АН СССР) Г.М. Кржижановский.
В начале 1932 года Московский автотракторный институт им. М.В. Ломоносова был переведён в здание Комбината технического обучения Московского автозавода им. И.В. Сталина. А летом 1932 года на базе студенческого и профессорско-преподавательского состава Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова создаётся Московский автомеханический институт (МАМИ) им. М.В. Ломоносова.
Совместная работа комбината и института в одном помещении шла очень трудно и отнимала много душевных и физических сил у коллективов обеих организаций. Поэтому в сентябре 1936 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы принял решение перевести Московский автомеханический институт им. М.В. Ломоносова в состав Московского механико-машиностроительного института на правах специализированного автотракторного факультета.
Автотракторный факультет (АТФ) МММИ готовил инженеров по тем же специальностям, что и МАМИ им. М.В. Ломоносова: двигатели внутреннего сгорания, автомобили, тракторы, эксплуатация автомобильного хозяйства. На факультете преподавали профессоры и доценты МАМИ. Кафедра «Автомобили» этого факультета готовила инженеров по двум специальностям, конструкторов автомобилей и эксплуатационников. На АТФ имелись также кафедры «Тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания» и другие.
Кафедрой «Колёсные машины» автотракторного факультета МММИ заведовал проф. Е.А. Чудаков, кафедрой «Гусеничные машины» — проф. Д.К. Карельских. Большая часть профессоров и преподавателей факультета до его организации работала в МАМИ им. М.В. Ломоносова. Почти все они впоследствии продолжили работу в воссозданном в 1939 году Московском автомеханическом институте. Среди них акад. Е.А. Чудаков, проф. Д.К. Карельских, проф. Б.А. Иванов, проф. М.К. Кристи, проф. В.Н. Махов, проф. В.И. Сороко-Новицкий, проф. В.М. Соловьёв, проф. Е.Д. Львов, доценты П.Н. Аксёнов, М.Н. Кунявский, Л.М. Мариенбах, Э.Э. Миллер, А.П. Цветков, П.М. Риз, В.Н. Беляев, М.Г. Тихменёв, А.С Каган, Ф.Ф. Симаков, Е.Н. Фирсанова, Б.В. Гольд, Н.В. Иноземцев и другие. Это является свидетельством того, что Московский автомеханический институт является прямым преемником и продолжателем истории и традиций Ломоносовского института и Комисаровского технического училища.
В 30-е годы отечественная автомобильная промышленность добилась значительных успехов. Наиболее здравомыслящие организаторы автомобильной и тракторной промышленности страны и специалисты высшей школы, предвидя быстрое развитие новой отрасли народного хозяйства, практически сразу же после реорганизации МАМИ им. М.В. Ломоносова в автотракторный факультет МММИ, ставили вопрос о воссоздании этого специализированного вуза. Самыми активными инициаторами воссоздания Московского автомеханического института являлись нарком среднего машиностроения И.А. Лихачёв, будущие организаторы и заведующие кафедрами академик Е.А. Чудаков, профессоры И.В. Грибов, Д.К. Карельских, В.И. Сороко-Новицкий, С.С. Четвериков и другие.
3 июля 1939 года Совнарком Союза ССР принял постановление, в котором разрешал Народному комиссариату среднего машиностроения СССР организовать в Москве автомеханический институт с открытием в 1939/40 учебном году.
В соответствии с этим постановлением, 11 июля 1939 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР издал приказ «Об организации Московского автомеханического института». Этим же приказом определялся контингент приёма на дневное и вечернее отделения в количестве 400 человек.
С началом Великой Отечественной войны институт, как и другие вузы страны, начал перестройку учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы в соответствии с требованиями военного времени. Преподаватели, студенты и сотрудники института установили шефство над воинской частью, было организовано обучение красноармейцев вождению автомобилей и изучение материальной части. Многие студенты и преподаватели института ушли в ряды действующей Красной Армии, чтобы с оружием в руках защищать честь, свободу и независимость нашей Родины. Но институт продолжал работу.
После войны повысилась роль и ответственность факультетов за качество подготовки специалистов для народного хозяйства. При факультетах были созданы Учёные советы, которые систематически обсуждали и решали важнейшие вопросы учебной работы и деятельности кафедр факультета. К концу 1947/48 учебного года в МАМИ было уже 25 кафедр.
В 50-х годах, в связи с ростом международного авторитета СССР, расширением научных и культурных связей, из-за рубежа стали прибывать молодые люди для обучения в вузах нашей страны. Первый в МАМИ выпуск специалистов для зарубежных стран состоялся в 1955 году. Международные связи МАМИ не ограничились в тот период подготовкой специалистов. За рубежом патентовались изобретения учёных МАМИ, устанавливались прямые связи между учёными.
В 1958 году было построено общежитие на 7-й Парковой улице. В 1963 году введён в эксплуатацию учебный корпус на 1-й Дубровской улице, а в 1969 году рядом было построено студенческое общежитие. В 1976 году, наряду с имеющимися учебными корпусами «А»,«Б» и «В», на Большой Семёновской улице начал функционировать учебно-лабораторный корпус «Н».
80-е годы характеризируются развитием нового типа взаимодействия вуза и производства — созданием филиалов кафедр на предприятиях отрасли: на АЗЛК, в НАМИ, на ЗиЛе, ЛиАЗе, в НИИТавтопроме, НИИавтоприборов, НПО «Электроника», на АТЭ-1, ГПЗ-1, ГПЗ-2 и др. К 1980 году за счёт средств, выделенных на подготовку к Московской Олимпиаде, руководству института удалось построить общежитие и спортивный зал. В нём стали проводить занятия по боксу и борьбе, а в спортзале корпуса «Б» — по гимнастике и тяжёлой атлетике. Это значительно улучшило условия для тренировок и проведения соревнований. Также имелись арендуемый бассейн, стадион, тир и легкоатлетический манеж в зимнее время, что давало возможность студентам заниматься одним из 17 видов спорта, готовить сборные команды института и достойно представлять МАМИ на различных районных, городских и всесоюзных соревнованиях.
В 1988 году ректором университета был избран Анатолий Леонидович Карунин. Во многом благодаря его руководству и смелым решениям Московский автомеханический институт в 1992 году стал академией, а в 1997 году получил статус технического университета. За высокие достижения в науке и образовании профессор, доктор технических наук А.Л. Карунин был удостоен звания Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
В марте 2008 года на конференции трудового коллектива ректором университета был избран Андрей Владимирович Николаенко.
В настоящее время в университете учатся порядка 18000 студентов по различным формам обучения, работают почти 1000 преподавателей. В университете 40 кафедр, 6 факультетов, 3 филиала, 4 представительства, научно-исследовательский институт и учебные центры. Имеется 3 благоустроенных общежития. Для проведения занятий вуз располагает достаточно современной технической базой: 5 корпусов, в которых размещены аудитории, учебные и научные лаборатории, компьютерные классы, спортивные залы, научно-техническая библиотека с фондом около 1 млн. экземпляров, столовые и буфеты.
В МГТУ «МАМИ» реализуются 46 образовательных программ высшего профессионального образования по различным формам обучения. За последние 70 лет университет подготовил более 55000 дипломированных специалистов. На сегодняшний день МГТУ «МАМИ» является крупнейшим высшим учебным заведением, готовящим высококвалифицированных специалистов для машиностроения, в том числе для автомобильной промышленности.