- Дополнительное образование в Москве →
- Педагогика и психология
Педагогика и психология
Программа:
Введение.
Цели и задачи курса. Психология и педагогика в системе наук. Связь психологии и педагогики с социологией, философией, теорией познания, теорией управления, физиологией, медициной, эргономикой.
Раздел 1.
Состояние и проблемы современного образования.
Общество. Культура. Образование. Типы обучения как отражение социальных требований к системе образования.
Современное традиционное образование. Цели, содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса. Логико-философские и психологические основы организации образовательного процесса. Принципы обучения.
Проектирование учебного процесса. Основные составляющие проектируемых образовательных систем: обучаемый, преподаватель, учебный материал, технические и информационные средства обучения. Их взаимосвязи. Среда обучения.
Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс. Учебный план. Учебный предмет как основная дидактическая единица учебного процесса. Наука и учебный предмет. Типы построения программ учебного предмета: линейное, ступенчатое, концентрическое, спиралеобразное.
Кризисные явления в отечественном и мировом образовании, их источники. Объективные показатели состояния российского образования. Инновационные процессы в мировом и российском образовании, их направленность, масштабы и движущие силы. Дистанционное образование. Открытое образование. Интернет-образование.
Роль психологических наук в модернизации образования.
Раздел 2.
Становление идей развивающего образования в отечественной педагогике.
Управление процессами усвоения знаний, развития и воспитания учащихся.
Учащийся как объект и субъект образовательного процесса.
Психологические воззрения Л.С.Выготского на соотношение обучения и развития.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова, ее основные принципы: ведущая роль теоретических знаний, осознание учащимися процесса учения, обучение на высоком уровне трудности, движение в учебном материале с повышенным темпом.
Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Учебная деятельность. Учебная задача. «Клеточка» деятельности. Эмпирическое и теоретическое обобщение. Роль коллективных взаимодействий в учебной деятельности. Метапредметные знания. Рефлексия.
Системы обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Проблемное обучение. Личностно ориентированное обучение.
Трудности и актуальные проблемы реализации идей развивающего образования в практике работы учебно-воспитательных учреждений.
Раздел 3.
Психологические основы разработки модели развивающего образования.
(Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева)
Зарождение и развитие психики в процессе эволюции живой материи на Земле. Общее и отличительное в психике животных и человека. Трудовая деятельность – специфически человеческая форма активности. Деятельность как источник развития человека в фило- и онтогенезе. Структура деятельности в её обобщенной форме.
Единство структуры внешней и внутренней деятельностей, их взаимопереходы. Интериоризация. Экстериоризация. Классификации видов деятельности по типу решаемых задач. Психологическая структура деятельности, её уровни: деятельность – мотив, действие - цель, операции – условия осуществления действия.
Понятие ведущей деятельности. Общая характеристика субъекта деятельности: организм, индивид, личность. Значение и смысл деятельности.
Раздел 4.
Реализация положений психологической теории деятельности в проектировании образовательных технологий.
Цели обучения в системе развивающего образования.
Реализация в обучении принципа предметности психической деятельности. Учебный предмет и предмет изучения. Дидактические требования к введению в учебный предмет. Понятие концептуальной схемы (концепта) учебного предмета. Учебная карта, их дидактические функции.
Общая характеристика средств познавательной деятельности. Формирование приемов мыслительной деятельности.
Реализация в обучении принципа субъектности деятельности.
Интеллект человека и искусственный интеллект. Отличие познания мира человеком от процессов отображения и переработки информации техническими системами.
Рефлексия. Рефлексия как деятельность: её цели, предмет, средства и продукт. Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности.
Психологические механизмы управления процессом усвоения знаний. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Действие в структуре учебной деятельности. Функциональные характеристики действия: ориентировочная, исполнительная, контрольно-коррекционная. Понимание. Внимание. Структурные характеристики действия: форма, полнота, обобщенность, освоенность. Сознательность и разумность действия. Типы учения. Основные этапы формирования умственных действий учащихся.
Формирование системного мышления в обучении.
Контроль и оценка эффективности образовательного процесса. Контроль в обучении: систематический, эпизодический, пооперационный, по конечному продукту. Эффективность контроля и коррекции на различных этапах усвоения учебного материала: уяснения, выполнение учебных действий, словесной интерпретации.
Отметка. Её объективные и субъективные функции в учебно-воспитательном процессе. Самооценка учащихся и пути её формирования.
Мотивы и стимулы учения. Динамика мотивационной сферы на различных возрастных этапах. Пути формирования учебной мотивации учащихся.
Психологические и дидактические требования к компьютерной поддержке учебного процесса. Психологические и дидактические проблемы в использовании компьютерных средств обучения. Позитивные и негативные характеристики современных компьютерных обучающих программ. Возможности организации оптимальной компьютерной поддержки в системе здоровье сберегающих образовательных технологий. Многокомпонентная обучающая среда. Использование Интернет- технологий в обучении.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Дидактические задачи проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе. Общие и различительные черты проектной исследовательской деятельности школьников.
Раздел 5.
Педагогическое общение.
Педагогическое общение. Оптимальное педагогическое общение. Стили педагогического руководства. Формальное и неформальное социальное образование.
Типология взаимодействия участников общения. Теория трансактного анализа Э.Берна. Полюсные ситуации общения.
Принципы и методы воспитательной работы в ученических и производственных коллективах. Большие и малые группы. Психология толпы. Общение в малых группах.
Приемы педагогического воздействия. Общие условия для их осуществления. Созидающие приемы. Тормозящие приёмы. Взрыв.
Конфликты, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах.
Саморазвитие и планирование деловой карьеры.
Введение.
Цели и задачи курса. Психология и педагогика в системе наук. Связь психологии и педагогики с социологией, философией, теорией познания, теорией управления, физиологией, медициной, эргономикой.
Раздел 1.
Состояние и проблемы современного образования.
Общество. Культура. Образование. Типы обучения как отражение социальных требований к системе образования.
Современное традиционное образование. Цели, содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса. Логико-философские и психологические основы организации образовательного процесса. Принципы обучения.
Проектирование учебного процесса. Основные составляющие проектируемых образовательных систем: обучаемый, преподаватель, учебный материал, технические и информационные средства обучения. Их взаимосвязи. Среда обучения.
Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс. Учебный план. Учебный предмет как основная дидактическая единица учебного процесса. Наука и учебный предмет. Типы построения программ учебного предмета: линейное, ступенчатое, концентрическое, спиралеобразное.
Кризисные явления в отечественном и мировом образовании, их источники. Объективные показатели состояния российского образования. Инновационные процессы в мировом и российском образовании, их направленность, масштабы и движущие силы. Дистанционное образование. Открытое образование. Интернет-образование.
Роль психологических наук в модернизации образования.
Раздел 2.
Становление идей развивающего образования в отечественной педагогике.
Управление процессами усвоения знаний, развития и воспитания учащихся.
Учащийся как объект и субъект образовательного процесса.
Психологические воззрения Л.С.Выготского на соотношение обучения и развития.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова, ее основные принципы: ведущая роль теоретических знаний, осознание учащимися процесса учения, обучение на высоком уровне трудности, движение в учебном материале с повышенным темпом.
Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Учебная деятельность. Учебная задача. «Клеточка» деятельности. Эмпирическое и теоретическое обобщение. Роль коллективных взаимодействий в учебной деятельности. Метапредметные знания. Рефлексия.
Системы обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Проблемное обучение. Личностно ориентированное обучение.
Трудности и актуальные проблемы реализации идей развивающего образования в практике работы учебно-воспитательных учреждений.
Раздел 3.
Психологические основы разработки модели развивающего образования.
(Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева)
Зарождение и развитие психики в процессе эволюции живой материи на Земле. Общее и отличительное в психике животных и человека. Трудовая деятельность – специфически человеческая форма активности. Деятельность как источник развития человека в фило- и онтогенезе. Структура деятельности в её обобщенной форме.
Единство структуры внешней и внутренней деятельностей, их взаимопереходы. Интериоризация. Экстериоризация. Классификации видов деятельности по типу решаемых задач. Психологическая структура деятельности, её уровни: деятельность – мотив, действие - цель, операции – условия осуществления действия.
Понятие ведущей деятельности. Общая характеристика субъекта деятельности: организм, индивид, личность. Значение и смысл деятельности.
Раздел 4.
Реализация положений психологической теории деятельности в проектировании образовательных технологий.
Цели обучения в системе развивающего образования.
Реализация в обучении принципа предметности психической деятельности. Учебный предмет и предмет изучения. Дидактические требования к введению в учебный предмет. Понятие концептуальной схемы (концепта) учебного предмета. Учебная карта, их дидактические функции.
Общая характеристика средств познавательной деятельности. Формирование приемов мыслительной деятельности.
Реализация в обучении принципа субъектности деятельности.
Интеллект человека и искусственный интеллект. Отличие познания мира человеком от процессов отображения и переработки информации техническими системами.
Рефлексия. Рефлексия как деятельность: её цели, предмет, средства и продукт. Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности.
Психологические механизмы управления процессом усвоения знаний. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Действие в структуре учебной деятельности. Функциональные характеристики действия: ориентировочная, исполнительная, контрольно-коррекционная. Понимание. Внимание. Структурные характеристики действия: форма, полнота, обобщенность, освоенность. Сознательность и разумность действия. Типы учения. Основные этапы формирования умственных действий учащихся.
Формирование системного мышления в обучении.
Контроль и оценка эффективности образовательного процесса. Контроль в обучении: систематический, эпизодический, пооперационный, по конечному продукту. Эффективность контроля и коррекции на различных этапах усвоения учебного материала: уяснения, выполнение учебных действий, словесной интерпретации.
Отметка. Её объективные и субъективные функции в учебно-воспитательном процессе. Самооценка учащихся и пути её формирования.
Мотивы и стимулы учения. Динамика мотивационной сферы на различных возрастных этапах. Пути формирования учебной мотивации учащихся.
Психологические и дидактические требования к компьютерной поддержке учебного процесса. Психологические и дидактические проблемы в использовании компьютерных средств обучения. Позитивные и негативные характеристики современных компьютерных обучающих программ. Возможности организации оптимальной компьютерной поддержки в системе здоровье сберегающих образовательных технологий. Многокомпонентная обучающая среда. Использование Интернет- технологий в обучении.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Дидактические задачи проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе. Общие и различительные черты проектной исследовательской деятельности школьников.
Раздел 5.
Педагогическое общение.
Педагогическое общение. Оптимальное педагогическое общение. Стили педагогического руководства. Формальное и неформальное социальное образование.
Типология взаимодействия участников общения. Теория трансактного анализа Э.Берна. Полюсные ситуации общения.
Принципы и методы воспитательной работы в ученических и производственных коллективах. Большие и малые группы. Психология толпы. Общение в малых группах.
Приемы педагогического воздействия. Общие условия для их осуществления. Созидающие приемы. Тормозящие приёмы. Взрыв.
Конфликты, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах.
Саморазвитие и планирование деловой карьеры.
Данная учебная программа представлена в разделах:
Предмет | Психология |
Вид обучения | Повышение квалификации |
Форма обучения | Очная |
Продолжительность обучения | |
Стоимость | |
Объём курса в акад. часах | 240 ак. часов |
График занятий | |
Выдаваемый документ | |
Контактный телефон | |
Сайт | Показать |
Похожие учебные программы
-
Университет Мировых Цивилизаций имени В.В. Жириновского
г. Москва-
Стоимость: 36000 руб.
Есть представитель -
-
Институт Практической Психологии и Психоанализа
г. Москва-
Продолжительность: 9 мес.Стоимость: 103800 руб.
Есть представитель -
-
Московский финансово-юридический университет - МФЮА
г. Москва-
Стоимость: 3500 руб.
Есть представитель -
-
Московский архитектурно-строительный институт
г. Москва-
Стоимость: 11 руб.
Есть представитель -
-
Научная автономная некоммерческая организация «Московский институт психологии»
г. МоскваЕсть представитель -
Желаете оставить отзыв?
- Дополнительное образование в Москве →
- Педагогика и психология