15 февраля в РГГУ состоялось очередное заседание Книжного клуба. Любители non-fiction литературы собрались на презентации новой книги Кирсти Эконен «Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме». Сама Кирсти присутствовала на встрече, прибыв накануне из родного города Хельсинки. В заседании клуба приняли участие куратор проекта Дмитрий Бак, профессор филологического факультета МГУ Олег Клинг, лингвист Алла Кирилина, главный редактор научно-литературного альманаха по гендерным исследованиям «Преображение» Елена Трофимова и главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.
м веке женщина воспринималась лишь как муза, любовница, ценитель и почитатель мужского, «маскулинного» гения. Эконен попыталась разобраться, может ли женщина быть поэтом, Творцом и как она позиционирует себя в символизме. Объектом ее исследования стали биографии и произведения Зинаиды Гиппиус, Людмилы Вилькиной, Поликсены Соловьевой, Нины Петровской и Лидии Зиновьевой-Аннибал.
Самым сложным для Эконен, по ее словам, было подобрать материал и сконструировать неуловимо-сложный, ломкий, постоянно меняющийся облик Автора-женщины и стратегию женского письма. Как говорит Эконен, ее работа дала спорные и порой неожиданные для нее самой результаты. Например, она обнаружила, что ни одна из пяти великих женщин эпохи символизма не рассматривала метафору материнства как положительную.
Это «открытие» положило начало обсуждению книги. Алла Кирилина высоко оценила работу Эконен и одним из ее достоинств назвала возможность применить созданные теоретические установки в научном исследовании. Ирина Прохорова призналась, что Эконен помогла ей по-новому взглянуть на писательниц. Это связано прежде всего с тем, что их творчество рассмотрено в контексте их биографии и культурной среды. Попытка жизнетворчества, по ее словам, открыла читателю и критику новые грани их личностей.
В то время как критики делились своими соображениями, в зале кипели настоящие страсти. «Открытие» Эконен вызвало поток идей. Кем-то было выдвинуто предположение, что отрицание природы материнства связано с попыткой отвергнуть все свойственное женщине, чтобы доказать ее состоятельность как Творца.
Тут же завязалась бурная дискуссия на тему одаренности писательниц, которым Эконен посвятила книгу. Одна из гостей Книжного клуба была убеждена в том, что женская проза вторична по отношению к мужской и является менее талантливой и значимой. На что Эконен ответила: «Одаренность - понятие относительное и нельзя утверждать, что женское письмо имеет меньше шансов называться литературой. Творчество женщин-символисток заслуживает особенного и пристального внимания - так же, как и женская литература вообще. Именно это я и хотела сказать в своей книге».