В сентябре 2015 г. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ открывает новый большой проект – «Академические чтения НИЯУ МИФИ». Академические чтения организованы Центром гуманитарных исследований и технологий (ЦГИТ) совместно со студенческими структурами: Центром культурных проектов, Культурно-историческим центром «Наше наследие», Объединенным советом обучающихся Университета.
Научный руководитель Академических чтений – академик Валерий Александрович Тишков, – академик-секретарь Отделения историко-филологических наук Российской Академии наук, научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, профессор НИЯУ МИФИ и научный руководитель Центра гуманитарных исследований и технологий Университета.
Цель курса – расширить общенаучный кругозор, знания о жизни и обществе, дать представление о достижениях и проблемах современных гуманитарных наук, способствовать формированию у начинающих ученых и инженеров гражданской идентичности и патриотизма.
Полный курс публичных лекций выдающихся отечественных и зарубежных гуманитариев рассчитан, в основном, на магистрантов и аспирантов НИЯУ МИФИ. Однако каждая лекция – открыта, общедоступна. Организуется предварительная запись магистрантов, аспирантов и бакалавров (через официальный сайт Университета, студенческие структуры и ЦГИТ). Студенты и аспиранты, прослушавшие данный курс лекций и написавшие итоговые эссе с положительной оценкой, получат по его итогам Сертификат и преимущества при общей оценке их дальнейшей деятельности в Университете.
Предполагается размещение материалов и видеолекций Академических чтений на платформе Coursera для возможности их изучения иностранными студентами, которые дистанционно обучаются в НИЯУ МИФИ.
План лекций на 2015-16 учебный год (по 6 лекций в семестр, 12 лекций в год)
Первый семестр
1. 22 сентября. Академик В.А. Тишков. Вводная лекция: «Россия и российский народ в современном мире».
2. Ноябрь. Профессор В.Т. Третьяков (декан Высшей школы телевидения МГУ). «От телеверы настоящего к гипновидению ближайшего будущего: как человечество теряет связь с реальностью».
3. Октябрь. Профессор И.Л. Волгин (телеведущий канала «Культура») Что нам дает классическая русская литература.
4. Октябрь. Профессор В.А. Никонов (Председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ).«Умом Россию понимать».
5. Декабрь. Академик А.А. Гусейнов (директор Института философии РАН). «Мудрецы и пророки древности».
Второй семестр
6. Академик А.М. Молдован (директор Института русского языка РАН). «Русский язык и русская словесность».
7. Академик С.М. Рогов (директор Института США и Канады РАН).«Россия – США: геополитическое соперничество и состояние отношений».
8. Академик Н.А. Макаров (директор Института археологии РАН).«Начало русской истории в археологическом освещении».
9. Академик М.А. Горшков (директор Института социологии РАН). «Российское общество в социологическом измерении».
10. Зарубежный ученый «О европейской гуманитарной науке».
11. Член-корреспондент РАН М.Б. Пиотровский (директор Государственного Эрмитажа).«Мир и искусство Востока».
12. Академик В.А. Тишков.Заключительная лекция: «Этнокультурный облик и духовно-нравственные традиции России».
13. Май. Открытая дискуссия по гуманитарным проблемам (с участием представителей ректората, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов НИЯУ МИФИ). Вводная лекция академика РАН В.А. Тишкова «Россия и российский народ в современном мире».
Лекция будет посвящена обзору современных направлений и достижений гуманитарных наук, состоянию российской гуманитарной науки и ее достижениям, а также основным дебатам и спорным вопросам истории, политологии, этнологии и других дисциплин. Будет рассказано о роли гуманитарного знания в жизни общества и человека, о духовно-нравственном воспитании и формировании национального самосознания.
Валерий Александрович Тишков – академик Российской академии наук, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук и научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, заведующий Учебно-научным центром социальной антропологии РГГУ, профессор НИЯУ МИФИ и научный руководитель Центра гуманитарных исследований и технологий нашего Университета, Заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат Государственной премии в области науки Российской Федерации. Автор более 400 научных трудов, в том числе 20 книг по истории и этнографии, теории этничности, нации и национализма. Ряд книг академика переведен на иностранные языки; его труды широко известны в мире. В июне 2015 г. академику В.А. Тишкову во второй раз присуждена Государственная премия за разработку метода этнологического мониторинга и предупреждения этнополитических конфликтов.
Цитаты:
«В каждой профессии существует свой этический кодекс. В основном он касается наших отношений с теми, кого мы изучаем, особенно если речь идет о малых, аборигенных народах и предусматривает принцип «не навреди» своими трудами тем, чьи традиции ты изучаешь. Что касается этики отношений – то на международном уровне какой-то глобальной декларации о том, как должны себя вести ученые между собой, нет. Это вопрос воспитания и личных качеств. Но есть понятие академичности. В отличие от политических дебатов, где могут зашкаливать эмоции, есть понятие академического стиля, манер, которые предусматривают сдержанность и уважение и к человеку и его взглядам. И даже если я не согласен с какими-то взглядами, я пытаюсь доказать это аргументами, а не тем, чтобы обзываться непотребными словами».
«Собственно говоря, почему конфликты на основе культурных различий обретают столь жестокий характер? Потому что если речь идет об экономике, то можно договориться. Когда же замешаны ценностные вещи, то, что человек считает своей сутью – язык, вера – то компромисс находить очень сложно».
«Наша сфера требует особой деликатности и, я бы сказал, особого знания. Поэтому просто так хлестаться словами: «фашисты, нацисты» неправильно. Национализм как доктрина сыграл в истории важную роль в процессе становления государств и разрушения больших империй. Но в длительной перспективе он не может быть стратегией строительства государства и его развития».
Заключительная лекция, которую также прочтет академик В.А. Тишков - «Что есть российский народ и его историко-культурные и духовные традиции». Лекция будет посвящена проблемам этнокультурного и конфессионального облика россиян, формирования российского самосознания, роли исторической памяти, символов и ценностей российского народа, содержанию понятий патриотизма и гражданственности, ответственности человека за свою судьбу и судьбу своей Родины.
Цитаты:
«Представители нашей науки много сделали для познания традиций и обычаев народов мира и, прежде всего, для изучения и сохранения уникального российского этнокультурного разнообразия. Мы работаем на взаимопонимание и согласие между народами разных культур и вероисповеданий. Наш девиз – не навреди, то есть принеси своими трудами пользу людям, особенно людям той национальности, той культуры, которую мы изучаем. Нам чужды национализм и ксенофобия, мы – за гражданскую солидарность, за межнациональное и религиозное согласие. Все, что от нас зависит, будем делать для утверждения российского национального самосознания, общероссийского патриотизма при уважении и сохранении культурных традиций народов нашей страны. Я лично признателен Вам, Владимир Владимирович, за поддержку именно этой формулы понимания России, ибо она единственная, которая может сохранить и развивать нашу страну
(Речь при вручении Государственной премии РФ. Июнь 2015 г., Москва, Кремль).
«Хороший национализм – это национализм этнокультурного плана: защищать язык и традиции без ущемления и принижения других; тот, который отстаивает интересы своей родины, большой или малой.
«Я осуждаю эстонскую внутреннюю и международную политику за её реституционную основу, за языковую дискредитацию огромной части населения, за позицию в вопросах гражданства и т.д. Причём, это не персонально мое мнение — схожие претензии к Эстонии и другим странам Балтии предъявляют и другие научные и общественные организации, в том числе международные — и даже такие, как ОБСЕ.
«В Советском Союзе считалось, что Эстонская республика – это национальная государственность эстонцев, которая создана исключительно для эстонской нации. СССР был построен на доктрине этнического национализма, и когда наступило время ответственных смыслов, то пришлось отвечать за слова: все эти нации, сконструированные в советское время, самоопределились на этнической основе. Это можно считать наследием советской ментальности. Изживается оно трудно. И в России тоже до сих пор считают, что Северная Осетия – это сугубо осетинская этническая территория, а Москва и подмосковные дачи существуют для всех.
«Форма самосознания, которая сейчас у нас стала доминирующей, и не только на верхушечном уровне, основана на формуле единства и многообразия: мы – россияне. Мы не отрицаем и не отменяем этнические или культурные нации. Никто не говорит, что россияне должны заменить чеченцев, русских или осетин, все эти нации остаются. Принадлежность к этнонации не исключает принадлежность к многоэтничной гражданской нации, более широкой, и для гражданина даже более важной. Потому что этнос не может вас посадить в тюрьму и выплатить пенсию. А гражданская нация в лице своей государственности обеспечивает для гражданина очень многое – и внутреннюю безопасность, и внешнюю, и организацию социальной жизни, и образование для детей, и подготовку профессиональной культуры. И эта доктрина сегодня в России утверждается.
«Поэтому ответ все-таки лежит в поиске согласия, формулы, которая бы сохраняла единство и уважала различия. Никогда не будут люди одинаковыми ни в одном государстве, а уж тем более в целом мире. Человечество всегда будет воспроизводить это разнообразие, – это условие его развития. Если мы все будем похожи друг на друга, вы мне завтра будете неинтересны. Те, кто это понимают, обеспечивают стабильность и мир. Те, кто начинает тянуть одеяло на себя, считать, что все другие хуже – получают проблемы.