Британские образы в русской литературе

16 марта в Институте Пушкина прошла лекция «Британские образы в творчестве И.А. Гончарова». Перед студентами и преподавателями института выступил доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Орлов.

В начале историк рассказал, что такое ментальные образы и как они возникают: «Родители создают такие образы у своих детей, потом воспитатели в детском саду продолжают, за ними идут школьные учителя, а потом уже и самообразование. И дальше эти образы начинают формировать жизненное пространство человека».

Знакомство слушателей с темой британских образов лектор начал с произведений Льва Толстого. В ходе лекции он представил аудитории свою книгу «Англии конец! Британия и британцы как фигуры умолчания в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Александр Орлов подчеркнул, что великий русский писатель был глубоко связан с английской культурой: «Толстой прекрасно знал Англию, он хорошо знал общественно-политическую тематику XVII–XVIII веков, английскую философию XVIII века». 

Перейдя к основной теме своего выступления, Александр Орлов провел глубокий анализ двух самых известных произведений Ивана Гончарова – «Обломов» и «Обрыв». Лектор исследовал в них не только элементы английской ментальности, но и связь произведений с историческими событиями того времени. 

Он также отметил большую разницу в восприятии женщины английской и русской культур: «Когда Гончаров был в Шанхае, он видел, как англичанки гарцуют на лошадях, как они участвуют вместе с мужчинами в конных соревнованиях – шляпка летит, волосы развеваются; в русском же сознании простоволосая женщина, женщина без головного убора готова пуститься во все тяжкие».

«Самый большой недостаток великого писателя – это психологический надрыв» – вот одна из ключевых мыслей лекции. На вопрос одной из студенток, какой именно у Гончарова был надрыв, лектор ответил: «Колоссальный. Там куда не тронь, везде надрывы психологические».
Поделиться: