Декан факультета психологии ИОН РАНХиГС Владимир Спиридонов: «Смешанные и дистанционные курсы – это уже не перспектива, а реальность»
В 2018-2019 годах, еще до того, как мир стал работать, учиться и жить в дистанционном режиме, Институт общественных наук (ИОН) РАНХиГС создал свои первые онлайн-курсы по самым массовым дисциплинам: Психологии, Правоведению, Философии, Информатике. После года пилотного внедрения курсы стали доступны не только студентам Президентской академии, но и всем желающим на открытой платформе Stepik.org. Об особенностях этих курсов, о тех задачах, которые они должны решить, и дальнейших планах в цикле интервью сайту Академии расскажут сами авторы. Сегодня наш собеседник – руководитель авторского коллектива онлайн-курса «Психология», доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ИОН Владимир Спиридонов.
– Сегодня весь процесс обучения происходит дистанционно в формате Zoom-конференций. И на этом фоне мы все чаще слышим о самостоятельных дистанционных курсах. Расскажите, в чем разница?
– Здесь, скорее, уместен другой вопрос: «Что между ними общего?». То, что сейчас происходит в формате Zoom-конференций – это все-таки традиционные занятия в несколько непривычном формате. Здесь есть и лекции, и семинары, и практические занятия, некоторые привычные способы работы приходится адаптировать под дистант, от некоторых приходится отказываться из-за особенностей формата. Например, приходится пересматривать подход к тестированиям и контрольным работам – когда нет возможности контролировать честность студентов, польза от них становится неочевидной.
С дистанционными курсами все тоже непросто. Во-первых, нужно определиться с тем, что мы понимаем под дистанционным курсом. Если мы посмотрим на такие площадки как Coursera, Stepik или Open.edu, все имеющиеся у них курсы, автономные – вы смотрите видеолекции, читаете материалы к курсу, выполняете задания и на выходе получаете оценку. Чаще всего, но не всегда, вся ваша работа в рамках такого курса проверяется автономно, а получение комментариев и разъяснений ошибок затруднено – вам нужно либо заходить на тематический форум, либо самостоятельно пытаться разобраться с возникшим вопросом. Это дистанционный курс.
А еще есть дистанционные курсы другого плана – смешанные. Они – попытка объединить все то лучшее, что есть в дистанционных курсах и традиционном очном образовательном процессе, и избавиться от имеющихся у них недостатков. Именно такой курс мы с коллегами попытались создать.
– Получается, смешанный курс – это лучший формат из возможных?
– Безусловно, есть ограничения. Все зависит от специфики курса и того, чему в итоге должны научиться студенты. Психология как предмет не преподается в школах, поэтому курс по психологии, который мы создали, своей главной задачей ставит знакомство студентов с совершенно новой для них областью знания. В рамках курса преимущественно идет обсуждение интересных и полезных фактов из различных областей психологии, сравнение теорий, описание ключевых экспериментов... все это — устоявшаяся информация, которую нужно транслировать. Формат видеолекции удобен для этого как никакой другой, как минимум потому, что вы всегда можете пересмотреть видео, если что-то не поняли или забыли. Лектора гораздо труднее «отмотать назад», если аналогичные проблемы возникают на лекции, студенты в лучшем случае просят повторить, в худшем – попросту теряют связь с происходящим. И в том, и в другом случае кто-то что-то теряет. В первом случае страдают те, кто все понял сразу – им не интересно много раз слушать одно и то же, за время лекции они получат меньше. Во втором страдают те, кому на понимание нужно больше времени. Формат видеолекций позволяет решить эту проблему, студенты получают возможность получать информацию в темпе, который им удобен.
С другой стороны, смешанный формат предполагает обсуждение материалов курса, в том числе видеолекций, на очных занятиях с преподавателем. Это значит, что преподаватель освобождается от необходимости десятки раз повторять одну и ту же информацию и может сосредоточиться на ее обсуждении со студентами, на разъяснениях, комментариях. Скажем, он может приводить более свежие примеры исследований. Это, безусловно, огромный плюс — мы, как преподаватели, можем рассчитывать на более глубокое понимание предмета, а студенты — на больший комфорт образовательного процесса.
Но в некоторых случаях такой формат подходит гораздо меньше. Проблема в том, что на создание таких курсов уходит много времени, соответственно, они рассчитаны на длительное использование. Если область знания очень динамичная, содержание такого курса будет не успевать за всеми изменениями и будет устаревать чересчур быстро.
Другая ситуация – курсы, связанные с практической работой психолога. Если целью курса являются формирование у студентов практических навыков, к примеру, проведения интервью или психологических консультаций, смешанный формат курса будет крайне неудобен.
– Как Вам кажется, как сказывается смешанный формат на качестве образования и студентов?
– Как я уже говорил, все зависит от специфики курса и от самих студентов. Добавлю еще, многое зависит от преподавателя и того, как он проводит очную часть такого курса.
В идеале смешанный формат должен повысить качество образования. Но не стоит на это рассчитывать без дополнительной работы со студентами и преподавателями. Смешанный формат – новинка, к которой нужно приспособиться и привыкнуть. Он требует от студентов большей самостоятельности и дисциплинированности, большей мотивированности, заинтересованности в своем образования. Этому их никто не учит в школе, получается, успешность курса во многом зависит от того, сможем ли мы как-то сформировать у наших студентов новые «образовательные привычки», умение учиться. То же самое с преподавателями. Большая часть из нас привыкла к лекционному формату, к обсуждению конкретных вопросов в рамках семинаров. Смешанный формат не предполагает снижение аудиторной нагрузки, но при этом буквально вычеркивает половину аудиторного времени, которое преподаватель знал, чем и как занять. Это значит, что существующая методика преподавания также должна измениться.
– Получается и студентов, и преподавателей нужно учить тому, как работать в рамках смешанных курсов. А происходит ли такое обучение?
– Пока что мы знаем кого учить, но не до конца понятно, как именно учить. Собственно, поэтому смешанные курсы на данный момент преподаются не повсеместно, а в качестве образовательного эксперимента. Думаю, уже очень скоро эта ситуация прояснится, и можно будет сказать что-то более определенное.
На данный момент студентам сориентироваться во всем помогают тьюторы, а преподаватели могут пройти программы повышения квалификации. Однако эти программы о том, как работать с содержанием курса, а вот с тем, как организовывать занятия, преподаватели вынуждены разбираться самостоятельно.
Совершенно понятно, что смешанный формат требует серьезной методической поддержки — разработки новых и совершенствования старых методик преподавания, организации курсов переподготовки преподавателей, методических семинаров и тому подобного.
– Курс «Психология» – Ваш первый опыт в создании курсов, преподаваемых с использованием дистанционных технологий. Как бы вы охарактеризовали этот опыт?
– Сложный опыт. Он показал два момента. Во-первых, важность согласованной и командной работы над курсом. Во-вторых, то, что подготовка такого курса – очень трудоемкий и времязатратный процесс.
– Оценка знаний студентов на курсе происходит при помощи эссе и тестов. Но за их выполнением наблюдать стало гораздо сложнее. Значит ли это, что тесты и эссе не подходят для смешанного курса?
– Почему же. Подходят. Но помимо перечисленного студенты также должны смотреть видеоматериалы, читать литературу, выполнять задания, которые они получают на занятиях оффлайн. Все это требует времени на подготовку, выполнение и, как в случае с эссе, на проверку работ преподавателем. Все это должно быть аккуратно рассчитано, нагрузка на студентов должна распределяться равномерно в течение семестра.
Отдельно встает вопрос об академической честности. Если студенческие эссе без труда можно проверить на плагиат, то проблема со списыванием в тестовых работах – совсем другое дело. Не совсем ясно, можно ли с этим как-то бороться, возможно, более эффективно будет пересмотреть саму процедуру тестирования. Надеюсь, что и то, и другое – решаемые технические задачи.
– Ну и последний вопрос. Какие перспективы вы видите у смешанных курсов? Планируете ли создавать новые курсы в таком формате?
– Смешанные и дистанционные курсы – это уже не перспектива, а реальность. С каждым годом образовательных продуктов такого рода становится все больше, мы видим высокий интерес к нашему курсу на независимых площадках и у коллег из других федеральных вузов. Такие курсы помогают реализовать сразу две очень полезные задачи: повысить доступность хорошего, качественного высшего образования и показать места, где это образование есть. Своего рода визитная карточка – как абитуриент, вы можете ознакомиться с нашим курсом, например, на Степике (прим.: Stepic.org). Если вы решите поступать к нам на факультет, вы уже будете лучше представлять, насколько хороши те курсы, которые мы преподаем. Наш вуз уже не будет для вас «котом в мешке».
Учебное заведение
