Егор Ефремов об актуальности каллиграфии

14 марта в ИГУМО состоялся авторский интенсив востоковеда и мастера каллиграфии Егора Ефремова. Воркшопы этого профессионала уже не раз проходили в нашем институте и всегда получали положительный отклик со стороны студентов. Именно поэтому руководство факультета дизайна продолжает сотрудничать с Егором Ефремовым и приглашает его в наш вуз.  

В этот раз мы решили не просто написать материал о том, как прошел очередной интенсив по каллиграфии, а опубликовать полноценное интервью со спикером. В ходе беседы Егор рассказал нам об актуальности искусства красивого письма в цифровую эпоху, а также о соотношении дизайна и каллиграфии.

– Расскажите, когда у Вас появился интерес к каллиграфии?

– Я начал заниматься каллиграфией в 1998 г., когда в Екатеринбурге открылся первый Японский центр и у нас появилась возможность общаться с японскими студентами, которые и познакомили меня с этим искусством. Потом был перерыв – время, когда я больше увлекался историей и филологией. А затем я начал формировать свой курс, основанный на взаимодействии живописи с некоторыми архаическими элементами.

А вообще я путешественник: покоритель пустынь и гор – Пальмиры, Тянь-Шаня, Гиндукуша и Иранских нагорий. Востоковедческий интерес для меня часть жизни.

Егор-Ефремов_факультет-дизайна_2.jpg
– А что именно привлекло Ваше внимание к искусству красивого письма?

– Когда начинаешь знакомиться с Востоком, обнаруживаешь одну удивительную вещь: процесс формирования канонов искусства в Японии тесно связан с религиозной традицией. Например, буддизм и школа Риндзай. Мы видим, что практика буддизма и все ремесла были очень тесно связаны с религией. Япония тем интересна, что ее философская и религиозная мысль находит проявление в разных вещах, в том числе в каллиграфии. То есть занимаясь этим, ты погружаешься в глубину культуры. Я понял, что единственный способ понять японскую культуру – изучить одну из ее практик.

– Как Вы считаете, как долго каллиграфия сможет оставаться актуальной в цифровом мире?

– Всё, что побуждает нас к творчеству, так или иначе связано с какой-либо традиционной культурой, которая со временем трансформируется, но не исчезает.

– Насколько важно дизайнерам владеть основами каллиграфии?

– Дизайн – это прикладная наука, которая делает мир приятным и удобным для восприятия. Если дизайн будет нести в себе элементы традиционной культуры, то он будет обращаться к более широкому кругу людей.

Если дизайнеру нужно создать что-то для потребителей товаров и услуг, каллиграфия ему не нужна, но если он тяготеет к искусству, то ему это очень важно.

– Каждый ли человек способен овладеть этим искусством? И если да, то с чего нужно начинать учиться каллиграфии?     

– Практически любым искусством следует начинать заниматься с исследования самых важных вех его развития. Например, когда вы изучаете древнегреческий язык, вы можете сначала запомнить алфавит, но это будет только технология. А если вы собираетесь изучать этот язык, потому что вам нравится литература, то надо изучать эту литературу – сначала переводы, затем возьмите оригиналы и ищите в текстах знакомые буквы, а в итоге научитесь понимать целые слова. Когда вы хотите научиться живописи, вы посещаете музеи, смотрите картины, самые лучшие копируете. Такой же процесс нужно пройти и для того, чтобы заниматься каллиграфией.

– А как Вы считаете: каллиграфия – часть образа или она может быть полноценным художественным проектом?

– В зависимости от традиций. На Востоке это полноценный вид изобразительного искусства. У нас принято восторгаться, скажем, Тицианом, Врубелем, Рембрандтом, но точно так же в альбомах по искусству вы найдете работы каллиграфов Хуай Су или Ван Сичжи. Для классического восточного сознания это абсолютная плоскость изобразительного искусства.

– Назовите, пожалуйста, одну из ярких тенденций каллиграфии.

– Живая каллиграфическая традиция существует в Китае с тех времен, когда народу стало доступно образование. Вся удивительная живая масса потенциала вдруг напиталась многовековой аристократической культурой, и те плоды, которые были засеяны во время культурной революции, удивительны и интересны.

Каллиграфы древности вполне могли бы с интересом изучать работы некоторых современных мастеров. Еще раз отмечу: современная каллиграфия существует в Китае, в европейском мышлении она находится в синтетическом сближении с дизайном.

– Благодарим Вас за то, что нашли время пообщаться с нами!

Беседуя с Егором Ефремовым, мы еще раз убедились в том, что спикеры, которые проводят мастер-классы в ИГУМО, не просто профессионалы своего дела, но и очень интересные многогранные личности. Поступая в наш институт, студенты получают уникальную возможность лично общаться с мастерами и перенимать их ценный опыт.

Кристина Данилина,

студенческий бизнес-инкубатор «Агентство актуальных коммуникаций»


Поделиться: