Эксперт РАНХиГС Игорь Арлашкин проанализировал региональные бюджеты во время пандемии

В ноябре Роспотребнадзор призвал усилить меры борьбы пандемии в регионах, где уровень заболеваемости коронавирусом растет сильнее, чем в остальных субъектах. В список территорий с особенно неблагоприятной ковид-обстановкой попали 12 областей, краев и республик. На тотальный двухнедельный локдаун решились в Бурятии – там с 16 по 30 ноября были закрыты рестораны и кинотеатры, торговые и развлекательные заведения, салоны красоты, бани и сауны. При этом вопрос о локдауне для себя каждый регион должен решать самостоятельно: насколько тяжелым может оказаться удар по экономике субъекта, если эпидемиологическая ситуация все же потребует введения тотального карантина? Смогут ли регионы продолжать поддерживать представителей малого и среднего бизнеса, которые с высокой долей вероятности подпадут под новые ограничения? О самочувствии региональных бюджетов в период пандемии сайту Академии рассказал научный сотрудник Лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Игорь Арлашкин. 

– Как бюджеты регионов, в случае объявления тотального карантина, смогут пережить повторный локдаун? 

– В целом регионы должны неплохо справляться с возникшими трудностями: по состоянию на 1 октября доходы консолидированных региональных бюджетов выросли в номинальном выражении по сравнению с тем же периодом 2019 года на 5 % (за счет федеральных межбюджетных трансфертов), а сокращение налоговых и неналоговых доходов составило всего лишь 5 %, что можно считать достаточно умеренным показателем. При этом многим регионам удалось снизить объем государственного долга и даже исполнить (за 9 месяцев 2020 г.) бюджет с профицитом.

Что касается регионов, которым рекомендовали ужесточить меры противодействия пандемии (это Магаданская, Архангельская, Ульяновская, Сахалинская, Костромская, Иркутская, Пензенская области, Карачаево-Черкесская республика, Республика Коми, Хакасия, Ингушетия, Забайкальский край), то с сильным сокращением налоговых и неналоговых доходов столкнулись республики Хакасия (-15 % на 1 октября 2020 г. по сравнению с 1 октября 2019 г.) и Коми (-19,8 %). У 8 регионов значительно сократились поступления по налогу на прибыль – в указанных республиках практически наполовину. Также у 8 субъектов сократились поступления по налогам на совокупный доход, то есть по налогам с малого и среднего бизнеса – ЕСХН, ПСН, УСН и ЕНВД; наибольшее сокращение затронуло Коми – на 18,7 % и Ингушетию – на 19,6 %.

Высокий уровень дефицита бюджета (соотношение дефицита и собственных доходов, то есть доходов за вычетом субвенций) на 1 октября 2020 г. сложился у Коми (15,2 %), Ульяновской области (8,8 %) и Хакасии (8,4 %). При этом долговая нагрузка (отношение долга к собственным доходам за последние 12 месяцев) на 1 октября по сравнению с началом года у Хакасии несколько сократилась, а у Коми и Ульяновской области возросла (на 6,7 и 4,7 % соответственно).

То есть в целом бюджеты большинства перечисленных регионов могут пережить новый локдаун относительно спокойно.

– Смогут ли регионы оказать необходимую поддержку субъектам МСП в случае введения существенных ограничительных мер, которые негативно повлияют на деятельность ряда субъектов МСП? Какой может оказаться эта поддержка?

– Судя по динамике собственных доходов, из перечисленных регионов только Республика Коми и Сахалинская область столкнулись с их сокращением. Однако при этом у Сахалинской области высокий уровень профицита бюджета и нулевой объем долга. То есть финансовые возможности для оказания поддержки бизнесу отсутствуют только у Республики Коми.

Наиболее значимые региональные меры поддержки МСП заключаются в предоставлении субсидий и займов бизнесу, а также установлении налоговых преференций – льгот, отсрочек – по региональным налогам. Скорее всего, эти меры поддержки и будут по-прежнему предоставляться.

– Следует ли ожидать дальнейшего сокращения поступления налогов в региональные бюджеты, если на уровне регионов введут новые ограничения?

– Во многих регионах поступления налогов, в том числе налога на прибыль, начали постепенно восстанавливаться в сентябре-октябре, что является позитивным сигналом. Однако понятно, что введение повторных локдаунов повлияет на деятельность МСП, поэтому по налогам на совокупный доход следует ожидать снижения. В то же время их доля в региональных бюджетах не так значительна, поэтому это нанесет местным бюджетам большого ущерба. 

Что касается НДФЛ – главного источника региональных бюджетов, то номинального сокращения по нему не произошло ни в одном из перечисленных регионов. 

– В этом году Правительство поддерживало бюджеты регионов с помощью межбюджетных трансфертов, отказавшись от бюджетных кредитов. Это позволило поддержать регионы, не увеличивая при этом долговую нагрузку. Какой запас прочности есть у федерального бюджета? В случае ухудшения эпидемической ситуации в январе-феврале 2021 года, какие инструменты поддержки регионов можно будет использовать на федеральном уровне? 

– Федеральный бюджет столкнулся с резким сокращением доходов, необходимостью наращивания расходов и, как следствие, значительным дефицитом. Федеральный бюджет на 2021–2023 годы принят с дефицитом, то есть запас прочности у него ограничен.

В то же время в бюджет заложен по-прежнему высокий уровень межбюджетных трансфертов, то есть регионам, скорее всего, финансовая поддержка будет оказываться в необходимом объеме.

В целом у федерального уровня есть три основных инструмента поддержки через трансферты: дотации на обеспечение бюджетной сбалансированности, субсидии и иные межбюджетные трансферты. В 2020 г. федеральный уровень значительно увеличил объемы предоставления всех трех этих видов трансфертов. В 2021–2023 гг. запланировано значительное сокращение дотаций на сбалансированность и иных межбюджетных трансфертов, а основным инструментом поддержки регионов станут субсидии. Но субсидии – это жестко формализованный инструмент, требующий соблюдения множества обязательств (которые, впрочем, были временно отменены на 2020 г.). Поэтому в целях быстрого реагирования на кризис было бы лучше использовать дотации на сбалансированность. 

– И в продолжение предыдущего вопроса: какой запас прочности есть у региональных бюджетов при условии сохранения напряженной эпидемической ситуации в течение ближайших трех-четырех месяцев? 

– У большинства регионов некоторый запас прочности есть, о чем свидетельствует наличие бюджетного профицита и сокращение долга. В сложной ситуации оказываются те регионы, которые одновременно нарастили долг и исполнили по итогам 9 месяцев бюджет с дефицитом более 10 % собственных доходов.

– Каков Ваш прогноз: к чему необходимо готовиться бюджетам регионов в 2021 году?

– Поскольку поступления по налогу на прибыль будут восстанавливаться крайне медленно, а объем федеральной поддержки будет постепенно сокращаться, регионам придется искать пути оптимизации расходных обязательств (хотя вероятно, что потенциал оптимизации расходов во многих регионах уже исчерпан). Кроме того, придется прибегнуть к реструктуризации имеющихся долговых обязательств.

Поделиться: