Эксперт РАНХиГС Татьяна Клячко: «Родители школьников – против дистанта. Но больше – против неопределенности в образовании»
Что на самом деле волнует родителей, выступающих за возвращение детей в учебные классы? Почему СанПиНы «в домашних условиях» фактически отменены, а летом педагоги так и не дождались давно обещанных инструментов для работы дистанционно? Об этом размышляет директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко.
Выпускники-2021: пора снизить неопределенность
В России ширится движение родителей, выступающих против обучения их детей вне школы с использованием дистанционных технологий.
Создаются общественные группы «для борьбы за очный формат обучения». Подписываются петиции «против разрушения российской системы образования». И т. д., и т. п. Как ко всему этому относиться?
Первое, что я хочу сказать: не надо рассматривать этих «бунтовщиков» как ковид-диссидентов. Или самоубийц, которые хотят, чтобы их дети заболели и принесли инфекцию в семьи.
Конечно, причины протестов сложнее, а разброс их шире.
Родители видят, что та дистанционка, которая реализуется, менее качественный формат по сравнению с традиционным очным обучением, и справедливо выражают свое беспокойство: дети недополучат тех знаний и навыков, которые должны были получить.
Впрочем, это самое простое объяснение. Хотя со стороны родителей, скорее всего, самое лежащее на поверхности. Тем не менее думается, что такая резкая реакция на то, что происходит, вызвана сохраняющимся в системе образования очень высоким уровнем неопределенности.
Родители до сих пор не знают (особенно родители девятиклассников и одиннадцатиклассников), как будет проходить ГИА, государственная итоговая аттестация – 2021. Они не понимают, как их ребята будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ. И, соответственно, настаивают на возвращении без пяти минут выпускников в классы с тем, чтобы уровень неопределенности, связанный со сдачей этих экзаменов, снизился.
Логично ли это? Безусловно. Потому что если дети учатся дистанционно, то уже сейчас надо сказать, что, например, ОГЭ для них проводиться не будет. Как это было в прошлом учебном году. (Сейчас говорится только об уменьшении числа экзаменов на ОГЭ). И что ЕГЭ будет проходить в ином, чем обычно, режиме: например, те, кто не собирается поступать в вузы, его сдавать не будут. (Опять-таки, по «модели» 2020 года.) Вполне возможно, что к лету вторая волна пандемии резко пойдет на спад – мы уже это видели летом 2020 года. И все же лучше сейчас выработать решение по ОГЭ и ЕГЭ и его не менять. Независимо от развития эпидемиологической ситуации.
Уверена: это бы сразу несколько уменьшило волнения родителей. И, может быть, позволило бы им смириться с переключением школы в дистанционный режим.
Хотя есть еще ученики 6 – 8, 10 класса. А это значит, что не только тревогой за сдачу ГИА определяется это родительское движение против дистанционного образования. Во всяком случае оно и без учета «фактора выпускников» весьма значительно. Поскольку и СМИ, и сами учителя (не говоря уже про пап и мам) в один голос признают: качество дистанта ниже, чем качество очных занятий.
Во многих регионах запущен проект «Телешкола» – для ребят, не имеющих возможности онлайн занятий. Дети фактически оказываются в этих территориях на заочном обучении. Либо в других случаях учитель просто разносит задания по почтовым ящикам (вариант: оставляет в дежурных столах при входе в школу), а потом, не объясняя материала, собирает выполненные формы. Естественно, что здесь-то уж точно родители понимают: качество обучения упало, а восполнять пробелы, кроме них, некому. Это еще один остро тревожащий родительскую общественность момент.
СанПиНы фактически отменены
Но намного серьезнее еще два фактора, первый – в условиях удаленки нарушаются все СанПиНы. Согласно им, учащиеся 6 – 11 классов перед экраном компьютера могут работать не более 30 – 35 минут. Потом должен делаться перерыв. Но за отведенные минуты ни один учитель не может провести полноценный урок. Поэтому фактически СанПиНы отменены, и онлайн уроки длятся по 45 минут каждый (а иногда и дольше). Многим детям, как и предупреждали авторы санитарных правил, делается не по себе, болят глаза, голова… И дети, формально оставаясь на дистанционном уроке, фактически с него сбегают.
Мы очень долгое время говорили родителям, что сидение их детей перед компьютером вредно. Родители это усвоили. Теперь дети на их глазах сидят перед компьютерами на всех уроках подряд. А потом – еще и когда выполняют домашние задания (ДЗ). У родителей начинается когнитивный диссонанс. И это, опять-таки, понятно. Как это так? Ребенок весь день не отрывает взора от экрана, но на это никто не реагирует – так, как обязан реагировать. А даже смотрят с неким поощрением: прекрасно, дескать, подростки заняты полезным делом, они учатся!
Вот почему родители и бьют тревогу. Они по-настоящему обеспокоены состоянием здоровья своих детей.
Но это не все. Если раньше ребенок полдня учился в школе, несколько часов делал ДЗ и посещал в порядке разгрузки самые различные дополнительные занятия, то теперь, как правило, огромный пласт дополнительных занятий стал для него недоступен. Ну, или плохо доступен. И тут выяснилась еще одна интересная деталь: наши дети не умеют сами себя занимать.
Раньше, до пандемии, их все время чем-то занимали...
(Школа и сегодня пытается это делать, хотя получается это не вполне хорошо. А если этого нет, то ребенок оказывается неприкаянным: не может сам прочитать учебник, разобраться в нем. Кто же его этому научит, интересно было бы узнать?)
Их занимали на обязательных уроках в классах... На дополнительных занятиях свободной половины дня под приглядом педагогов, тренеров, иных взрослых (в школе и вне ее)... А во время выполнения ДЗ с большинством занимались родители... Но это – в прошлой, докризисной жизни.
И вдруг вся эта система «занятия ребенка» поплыла, в одночасье разрушилась под влиянием угрозы распространения коронавирусной инфекции. Если по обязательным предметам есть хотя бы дистант, то дополнительные занятия почти исчезли. А что касается домашней работы, то она снова делается на компьютере, что для родителей еще один источник тревоги. В том же случае, если ДЗ не задаются (а некоторые учителя берегут детей и себя), то у нас фактически не остается способов занять ребенка. В арсенале современной педагогики их почти не нашлось.
Виртуальный серфинг вместо чтения
Спросят: а что же чтение? По-моему, оно почти исчезло из обихода этого поколения. Да, они серфингуют по интернету, слушают аудиокниги, переходят на комиксы, посвященные программным произведениям по литературе.
И тем не менее. Дистант показал, что «развивающие занятия» в школе и вне школы, к сожалению, не прививают навыков инициативы, самостоятельного учения (чтения в первую очередь), критического мышления. Детей занимают… Детей развивают… Они объект приложения усилий своих родителей, репетиторов, педагогов…
Подтверждением служат слова, произнесенные после перехода на дистант министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым. Напомню: большинство студентов, особенно первокурсников, не умеют самостоятельно учиться.
На протяжении столетий именно этот инструмент – чтение книг – приводил к тому, что образованность общества росла. А вот сейчас пандемия нам показала, что отказ от этого каждодневного занятия делает и дистант неэффективным. Или (в лучшем случае) малоэффективным. За исключением редких замечательных учителей, которые могут продраться через экран к ребенку.
Мне кажется (возможно, я ошибаюсь), что чтение – это самое развивающее занятие для ребенка. Но тогда его надо хорошо научить читать. Мы гордимся, что наши четвероклассники занимают первое место по PIRLS – международному сопоставительному исследованию умения читать и понимать прочитанное. Но выскажу крамольную мысль: в остальных странах с чтением дело обстоит еще хуже, чем у нас, вот мы и первые.
Лето было потеряно, скажем об этом честно
В силу того, что еще в июле было объявлено, что образовательный процесс с 1 сентября будет идти в очном формате, методики дистанционного обучения не были заблаговременно проработаны, доделаны, как полагается, вложены учителям в руки. Так что лето в этом смысле было, к сожалению, потеряно. Я понимаю логику поведения властей: учителя устали, весной они работали на износ. Но от этого не легче. Никаких инструментов для работы дистанционно эти усталые учителя сейчас, на новой волне форс мажора и очередного раунда удаленки, не получили. В результате мы имеем то, что имеем.
Да, мы не знаем ситуации: она развивается непредсказуемо. И наши решения, подобно решениям медиков, ситуативны.
Хотя образовательным властям (в отличие от медицинских) все же вполне по силам было бы принять среднесрочные решения – на упреждение, уже сейчас.
Уже понятно, что до лета 2021 года массовой вакцинации не случится. Отсюда большую часть года, как и минувшей весной (поскольку вирус сезонный), мы будем иметь примерно то же, что видим сегодня. Это означает, что уже в эти дни должны быть выработаны все решения – как уже было сказано, по ОГЭ, ЕГЭ, а также по ГВЭ для выпускников с ОВЗ, ВПР, НИКО, PISA for Schools... И так далее. По всем ключевым аттестациям и диагностикам, которые волнуют родителей и их детей. И решения эти должны быть оперативно доведены до сведения беспокоящейся общественности.
Ведь последняя, по чести говоря, так и не очень в курсе: если сейчас ребенок знаний недополучит, то даже если поступит в вуз, то как он там справится с багажом заданий и требований? А за ним по пятам идут те, кто в представлении родителей «уже получат нормальное образование». «Наш ребенок в результате окажется неконкурентоспособен. Он проиграет на фоне более сильных студентов следующего призыва... А, значит, проиграет и на рынке труда». Вот что сейчас сидит в головах у родителей. Потому что никто не сказал четко и ясно, как будет проводиться компенсация тех дефицитов в знаниях и компетенциях, которые неизбежно возникнут у детей в период коронакризисного шторма.
Учебное заведение
