Эксперты ИПЭИ РАНХиГС: «Сельское хозяйство имеет хорошие результаты по итогам года»
Несмотря на трудности, вызванные пандемией, аграрный сектор в России показал устойчивость производства: за 10 месяцев рост составил 1,8%. Экспорт продукции АПК опережает объемы 2019 г. и уже к декабрю превысил целевой индикатор ФП «Экспорт продукции АПК» на 2020 г. на фоне стагнирующего импорта. К таким выводам пришли авторы исследования «Сельское хозяйство в период пандемии» – директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда и ведущий научный сотрудник Центра Денис Терновский.
Эксперты отмечают, что девальвация рубля и рост цен на мировых рынках повысили стимулы для экспорта продукции, что сыграло свою роль в росте внутренних цен. В условиях снижения доходов населения это потребовало от правительства выработки новых инструментов регулирования цен на продовольствие.
В целом, в исследовании говорится, что несмотря на проблемы, связанные с ограничением движения мигрантов-рабочих, ресурсов и продукции, сельское хозяйство имеет хорошие результаты по итогам года: по данным за 10 месяцев 2020 г. производство продукции сельского хозяйства возросло на 1,8% в годовом исчислении. Драйверами роста, по данным Росстата, выступили зерно (+9,3%), свинина (+11,4%) и молоко (+2,7%). Негативную динамику эксперты отмечают в производстве сахарной свеклы (-37,0%), подсолнечника (-12,1%) и картофеля (-11,6%).
Авторы исследования объясняют: основным стимулом роста производства свинины остается увеличение внутреннего потребления. «При этом потенциал импортозамещения исчерпан: после того, как тарифная квота на импорт была заменена ввозной пошлиной в размере 25% (с 1 января 2020 г.), физический объем импорта за 9 месяцев 2020 г. сократился на 91,5%, а его доля в потреблении составила 0,2% против 2,6% годом ранее», – говорится в работе .
За 11 месяцев 2020 г. экспорт продукции АПК составил 26 млрд долл. – это на 16% выше показателя 2019 г. за сопоставимый период. И на 1 млрд долл. превышает целевой показатель федерального проекта «Экспорт продукции АПК», установленный на весь 2020 г. «Превышение показателя федерального проекта обеспечивается ростом экспорта зерна и прочей продукции АПК (главным образом необработанных масличных культур) при недостаточном, по сравнению с проектом, росте экспорта мяса и молочной продукции, хотя по этим позициям прирост экспорта можно оценить как высокий», – считают эксперты.
А вот импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья за 9 месяцев 2020 г. снизился на 0,9%, но это снижение не было равномерным. Наибольший вклад в сокращение внесло снижение ввоза мяса на 27,7%, алкогольных и безалкогольных напитков – на 8,3%, сгущенного молока и сливок – на 21,5%. При этом на 30,6% увеличился ввоз яблок, на 19,9% - пальмового масла.
Эксперты также проанализировали поведение потребителей и пришли к выводу, что «вторая волна» коронавируса не вызвала ажиотажного спроса на продукты, так как в «первую волну» система продовольственного снабжения продемонстрировала способность к восполнению быстро исчезающих товаров. Кроме того, и сами государства стали форсировать формирование запасов для обеспечения потребности своего населения.
Также авторы исследования отметили рост мировых цен на продовольствие за минувший год: они выросли, по оценке МВФ, на 8,5%, а по оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН – ФАО – на 6,5%. С этой величиной сопоставим рост цен российских сельхозпроизводителей (+8,8%) и производителей пищевых продуктов (+10,2%).
«В то же время розничные цены на продовольствие в России демонстрируют более сглаженную динамику, увеличившись на 5,7%», – говорится в исследовании.
Авторы работы отмечают, что розничные цены на продовольствие в России изменялись неравномерно. В большей степени цены выросли на те продукты, в экспорте и импорте которых страна интегрирована в мировой рынок. Это зерно, подсолнечное масло, овощи и фрукты. По тем продуктам, по которым внутреннее потребление близко к объему производства (мясо птицы, свинина, молоко), рост цен колеблется в пределах 1% и был кратно ниже роста цен на мировом рынке.
Исследователи также проанализировали механизмы контроля розничных цен на продукты в условиях продолжающегося падения доходов населения и пришли к выводу, что для того, чтобы устранить риск негативного влияния ограничения цен на объемы сельскохозяйственного производства, целесообразно в дальнейшем использовать инструменты поддержки рынка продовольствия со стороны спроса. Например, эксперты предложили ввести практику продовольственной помощи – перечисления средств на социальные карты в объеме, обеспечивающем не менее 85% от рациональной нормы потребления.
Учебное заведение
