ESG-стандарты. Интервью с экспертами МГЮА

В январе 2022 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) был создан Центр компетенций «Право устойчивого развития. ESG-стандарты». 

Мы поговорили с руководителем центра, кандидатом юридических наук, доцентом Марией Мажориной и членами рабочей группы: и.о. заведующего кафедрой международного частного права, доктором юридических наук, профессором Владимиром Канашевским и доцентом кафедры международного частного права, доктором юридических наук, доцентом Бениамином Шахназаровым о столь востребованной сегодня в мире ESG-повестке. 

Центр компетенций «Право устойчивого развития. ESG-стандарты» призван консолидировать ресурсы академического сообщества, государственных органов, крупного и среднего бизнеса, добывающих компаний, производителей, банков, экологов, юристов.

У Центра самые разные форматы деятельности: формирование доктрины права устойчивого развития, выработка реализации политики human rights due diligence и т.д.;

- «Зеленая повестка» сегодня является крайне популярной, речь идет об энергетическом переходе, крупный бизнес перестраивается в соответствии с ESG-стандартами, в России создан ESG-альянс крупнейших предприятий и пр. Какая роль в этом процессе отводится юристам? 

– Любые парадигмальные социальные сдвиги сопровождаются изменениями в праве. Тренд на «устойчивое развитие» в некотором смысле сменяет тренд на глобализацию, превращаясь сегодня в солирующую социальную повестку. И право должно развиваться не в постфактумной логике, но работать на опережение, если мы хотим добиться странового лидерства. ESG-повестка не исчерпывается только «зеленой» (экологичной) (E) составляющей, расширяясь за счет социальной (S) и управленческой (G) политик, а потому для юристов эта область является сложной и требует формирования нового мультизнаниевого ядра, аккумулирующего отраслевые комплексы экологического, международного, гражданского, инвестиционного, финансового, банковского, трудового, корпоративного и других отраслей права. Роль юристов в меняющемся в духе «устойчивого развития» мире заключается в нормировании происходящих процессов и построении актуальной архитектуры права с учетом государственных и общественных стратегических интересов.  

- Какие сложности с точки зрения правового регулирования в области ESG-повестки сегодня существуют?

– Я бы назвала это не сложностями, но серьезными особенностями. Принципы и критерии «устойчивости» развития, как и ESG-стандарты, преимущественно фундаментированы на том, что не является собственно «правом», т.к. в основе нормативного регулирования лежат стандарты, руководства, кодексы, стратегии, добровольные инициативы, т.е., так называемое, «мягкое право», квази-правовая материя. Регуляторная среда в достаточной степени фрагментирована и, пожалуй, относительно высокая степень концентрации правового регулирования достигнута в рамках права ЕС. Однако, сегодня мы вступаем, как мне представляется, в тот период, когда правовая составляющая начинает прирастать, что заметно и на примере законодательства РФ. И мне видится стратегически важным сформировать свой «зеленый стандарт» для бизнеса, если обратиться здесь к терминологии, использованной совсем недавно Президентом РФ В.В. Путиным. 

(Мария Мажорина, проректор по учебной и методической работе, руководитель Центра компетенций «Право устойчивого развития. ESG-стандарты» МГЮА).

– Какое влияние ESG-стандарты оказывают или способны оказать на правовую систему в целом и на международное частное право в частности?

Международного частного права Канашевский В.А копия.png– Если курс на внедрение ESG-стандартов на международном и национальном уровнях продолжится, то это приведет к переформатированию правового пространства во многих областях, прежде всего в области регулирования международной торговли. Формально, ESG-стандарты дополняют национальные и международные требования к товарам, капиталам (инвестициям), производству и т.д. Однако, фактически речь идет о замене одних норм другими, причем без соблюдения формальных законодательных процедур. Действие ESG-стандартов направлено на их «сквозное» применение, по крайней мере, так задумано авторами этой концепции. В этом смысле они представляют угрозу для государственного суверенитета. В контексте международного частного права ESG-стандарты не оформлены в самостоятельную правовую систему, однако, потенциально могут применяться как сверхимперативные нормы или даже как часть международного публичного порядка, насколько хватит фантазии у правоприменителя, суда или арбитражного трибунала. Здесь поле для злоупотреблений и произвола фактически безгранично.

- Каковы основные проблемы, связанные с внедрением ESG-стандартов на международном и национальном уровнях?

– Основные проблемы внедрения ESG-стандартов связаны с неясным порядком установления этих стандартов. Предполагается, что этим будут заниматься некие ассоциации, негосударственные институты, рейтинговые агентства. Однако, кто их выбирал, кого они представляют и почему их стандарты должны приниматься? В мире уже был печальный опыт дефолтов крупных инвестиционных компаний, банков, Интернет-гигантов и пр., которые имели высокие кредитные рейтинги, но на поверку оказались финансово несостоятельными. Стоит ли после этого доверять рейтинговым агентствам и им подобным такую ответственную работу, как оценка на соответствие ESG-стандартам? Думаю, что отрицательный ответ очевиден. Тем не менее, ESG-стандарты необходимо анализировать, хотя бы по принципу, что врага надо знать в лицо.

(Владимир Канашевский, и.о. заведующего кафедрой международного частного права МГЮА).

- Влияет ли ESG-повестка на регулирование современных предпринимательских отношений, есть ли запрос на юристов в этой сфере?

– Регулирование в рассматриваемой сфере необходимо и должно быть построено таким образом, чтобы инвесторы и потребители в конкретной юрисдикции имели всю полноту информации о рисках причинения вреда окружающей среде, социальных рисках, рисках корпоративного управления. Четкая и прозрачная система рейтингования и оценки соответствия деятельности компаний ESG-принципам на основе эффективного нормативного регулирования в контексте различающихся ESG-стандартов, развитие такого регулирования – однозначно в сфере деятельности и интересов Центра компетенций. Роль юристов здесь не может быть переоценена. Правовые решения Центра: от разработки и экспертизы устойчивых контрактов, обеспечения устойчивых транзакций, внедрения зеленых технологий, льготной охраны зеленой интеллектуальной собственности до эффективного ESG-финансирования, ответственного инвестирования, структурированных моделей раскрытия информации будут крайне востребованы на российском рынке ввиду практически отсутствия предложений. 

- Какое значение для целей устойчивого развития имеют механизмы раскрытия информации? 

– Правовая основа раскрытия информации в контексте ESG, учета раскрытия информации в контрольной и предпринимательской деятельности крайне важны для эффективного обеспечения процессов устойчивого развития. Так, например, отсутствие раскрытия компаниями ESG-информации (финансовой и нефинансовой) может привести к неэффективным инвестициям в секторах с высоким уровнем риска, когда может быть загрязнена окружающая среда или дискриминированы сотрудники. Здесь крайне важно выработать детализированные правовые основы раскрытия финансовой и нефинансовой информации, как это сделано, например, в ЕС, где действует, в частности, Регламент ЕС 2019/2088 — о раскрытии информации в области устойчивого развития в секторе финансовых услуг (SFDR), вступивший в силу 10 марта 2021 г., а также подготовлена обновленная Директива ЕС о корпоративной отчетности в области устойчивого развития, (2021 г. (, CSRD). В рамках экспертной и консалтинговой деятельности, в том числе ESG - Due Diligence, ESG-Compliance, которую планируется осуществлять в Центре компетенций, бизнесу предлагается разработка и внедрение модели раскрытия информации, в том числе и с учетом уже имеющихся российских нормативных требований (например, Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», вступившего в силу 01.10.2021), а также требований зарубежного законодательства, международных ESG-стандартов.

Наши трансграничные подходы в рассматриваемой сфере позволят результативно конкретизировать требования по раскрытию информации одновременно в нескольких юрисдикциях, гармонизировать подходы к ESG-стандартам и достигать целей устойчивого развития в мировом масштабе. 

- Какие сферы правоотношений затронуты ESG-повесткой?

– ESG-повестка в современном мире проникает во всевозможные сферы правоотношений. Развиваются модели устойчивого развития в международном праве окружающей среды, ESG-принципы в регулировании космической деятельности, реализация ESG-стандартов при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Отдельного внимания заслуживают вопросы защиты прав человека, корпоративной социальной ответственности, устойчивого финансирования, ESG-логистики, устойчивых договорных отношений, зеленых инноваций, ответственного инвестирования и др. При формировании национального зеленого стандарта РФ, на возможность разработки которого недавно указал Президент России, учет обозначенных сфер реализации общественных отношений и правового регулирования при разработке и введении четкой системы оценки ESG-соответствия на основе детализированных критериев соответствия, зарубежных подходов, а также уже имеющегося в России «зеленого» опыта представляется крайне важным. Особое значение в контексте ESG-повестки имеет и пандемия Covid-19, которая усилила тенденции к большей интеграции ESG на основе решения бизнесом социальных проблем.

(Бениамин Шахназаров, доцент кафедры международного частного права МГЮА).

Поделиться: