Инновационные средства обучения русскому языку
25 марта в Институте Пушкина состоялся научный семинар «Инновационные средства обучения русскому языку: проблемы разработки и использования».
Приветствуя участников, проректор по науке Института Пушкина Михаил Осадчий обозначил цели семинара: показать взаимосвязь теории и практики, обсудить проблемы и перспективы использования научных разработок в преподавательской деятельности.
Первый доклад - «Научный потенциал цифровых средств обучения русскому языку: как использовать его в полной мере?» - сделала Мария Лебедева, заведующий проектной научно-исследовательской лабораторией инновационных средств обучения русскому языку, которая и стала инициатором проведения семинара. Цифровая среда дает возможность собирать данные, отслеживать достижения пользователей, что позволяет анализировать и выявлять четкие закономерности на всех этапах процесса обучения. На примере популярных платформ массовых онлайн-курсов и сайтов для изучения иностранных языков Мария Лебедева рассказала, как собранные на их основе аналитические данные помогают оценить качество учебного материала, сценария обучения, проверить гипотезы, составить прогноз и повлиять на успешность обучения пользователей.
Ведущий научный сотрудник Александра Ольховская представила ключевые принципы словарного проекта, который в настоящий момент реализуется группой учебной лексикографии под рабочим названием «Русский тематический словарь». За последние пятьдесят лет русская лексикография пополнилась рядом изданий, качественно освещающих тематическое разнообразие русской лексики: «Русский семантический словарь» под редакцией Н.Ю. Шведовой, тематический раздел в «Лексической основе русского языка» под редакцией В.В. Морковкина, «Тематический словарь русского языка» Л. Г. Саяховой, Д. М. Хасановой, В.В. Морковкина.
Однако научный потенциал русской лексикографии не исчерпан; отсутствует модель словарной статьи, которая в наибольшей степени соответствует назначению тематического словаря быть инструментом продукции речи. В основу «Русского тематического словаря» положена антропоцентрическая концепция лексикографирования. Отличительные черты этого научного труда: тематико-идеографическая ориентация (авторы попытались максимально полно представить лексическое содержание тем); ориентация на активные виды речевой деятельности (представлена полная словоизменительная парадигма, информация об относительной ценности слова, о сочетаемости слов); всеохватность и синергийность; полиаспектность. В словаре также имеется английский эквивалент слов, а в случае отсутствия необходимого эквивалента в английском языке вводится пояснение.
Евгения Ростова, ведущий научный сотрудник, рассказала о перспективах развития «Мультимедийного лингвострановедческого словаря “Россия”». Особенности словаря - визуализация (репродукции, фотографии, тексты, видеофрагменты), прецедентность информации, уровневый подход, интерактивные задания. По словам Евгении Гелиевны, словарь планируется закончить в 2017 году, однако на его основе возможны новые проекты, например, создание тематических пособий для других словарей по русскому языку, истории и культуре России. В рамках договора с Берлинским университетом имени Гумбольдта планируется работа над страноведческим словарем «Образование в России». Кроме того, есть предварительная договоренность с австрийскими коллегами о создании практикума по страноведению России, который поможет подготовиться к сертификационному экзамену.
Ведущий научный сотрудник Людмила Трушина выступила с докладом «Поиски новых современных решений в теории и практике русского языка в специальных целях». Она осветила основные принципы созданного учебника русского языка для владеющих уровнем С1 и С2, который, по словам автора, призван моделировать общение, взаимодействие, устный дискурс на культурологические темы.
Заместитель начальника научно-методического отдела по русскому языку Валентина Климова представила интерактивные авторские курсы, которые представляют собой инновационный ресурс для обучения русскому речевому общению https://ac.pushkininstitute.ru/. Уже разработан курс обучения чтению художественной литературы «Уроки чтения - праздник, который всегда с тобой» (автор - начальник научно-методического отдела по русскому языку Наталья Владимировна Кулибина).
В этом году разрабатывается еще ряд курсов: обучение русскому речевому этикету (А1), аудированию, пониманию художественных фильмов и музыкальных видеоклипов на русском языке (В1-С2). По словам авторов, эти курсы - попытка имитации общения «ученик-учитель»: они позволяют преподавателю вовлечь учащегося в активную коммуникацию в электронной среде, создать атмосферу непосредственного общения.
Семинар проходил в активной рабочей атмосфере: коллеги заинтересованно обсуждали конкретные аспекты представленных идей и методик, задавая докладчикам много вопросов. По общему мнению, дискуссия была конструктивной и полезной. Тема обучения в цифровой среде сейчас очень актуальна, поэтому подобные семинары стоит проводить чаще.
Учебное заведение
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
г. Москва
Есть представитель
