Юлия Серебрякова: «В такой момент понимаешь, что надо совмещать новые формы обучения с традиционным для духовных школ подходом»

Юлия Владимировна Серебрякова – сотрудник кафедры общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета и кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Института дистанционного образования ПСТГУ, преподаватель дисциплин «История Русской Православной Церкви» и «Священное Писание Нового Завета».

Прошел уже месяц с момента перехода нашего университета на дистанционный формат обучения. Поделитесь своими впечатлениями, как работается в новом формате?

Переход к дистанционной форме принес и неудобства, и радости. Неудобства вначале были связаны с неопределенностью – где и как проводить занятия, относиться ли к проблеме как к кратковременной, или всё затянется.

А радости связаны с двумя моментами: один коснулся всех, другой имеет частный характер. Первое, что радует: у преподавателей всех факультетов появилась возможность использовать дистанционную платформу ПСТГУ. Давно ощущалась необходимость в подобной поддержке очных курсов, и уже несколько лет тихо на кафедре мечтали об удобном виртуальном месте для решения назревших методических задач – в частности, для размещения обширной базы источников и литературы, необходимых для проведения семинаров, а также для проведения тестирований. За это можно благодарить прогремевший «гром».

Вторая радость личного характера: домоседы ликуют в этой ситуации, так как можно прекрасно совмещать два любимых занятия – работу и пребывание дома.

Были ли какие-то проблемы при переходе на дистанционный формат работы?

Для меня, как и для других педагогов, уже имевших опыт дистанционного преподавания и проведения вебинаров в ИДО ПСТГУ, этот переход был наименее болезненным и не вызвал принципиальных трудностей, кроме организационных, которые, в общем, тоже уже благополучно разрешились. Но, судя по доходящим отзвукам с фронтов, не всем преподавателям комфортно в новой реальности: кто-то до сих пор работает без личных встреч со студентами, просто давая задания и получая ответы по электронной почте.

Иногда сложности проведения занятий связаны с характером и особенностями предмета: одно дело провести вебинар по церковной истории или Новому Завету, другое дело – по дирижированию. В сети сейчас немало предложений по проведению музыкальных и вокальных онлайн-занятий со взрослыми и детьми, но очевидно, что речь идет о любительских занятиях, а не о подготовке профессионалов. Наверняка, какие-то факультеты и отдельные преподаватели с особым нетерпением ждут возвращения к обычному формату обучения.

А как включились в новый формат студенты?

Как кажется, очень хорошо включились. В таких условиях особенно важна обратная связь, поэтому опросила некоторые группы, какие у них впечатления от нового формата работы.

Для небольшой группы магистров педагогического факультета, приезжающих из разных городов и плотно в очном режиме занимающихся раз в месяц, возможность заниматься дистанционно оказалась прекрасным выходом, они очень довольны. Пожалели, что с начала года не догадались внедрить такой вариант, но, признаться, еще в начале этого года названия таких программ, как Zoom, FСC, Discord и прочие, для многих учащих и учащихся были пустым звуком, а Skype даже не рассматривали, в силу ненадежности. Меня тоже радует, что занятия с этой группой теперь стали регулярными.

Студенты очной формы обучения педагогического факультета и факультета социальных наук, судя по поступившим отзывам, тоже с энтузиазмом отнеслись к изменению формата. Мы с ними не пробовали работать в Zoom, сразу стали заниматься на платформе ПСТГУ. Группы отметили удобство работы в вебинаре: всё слышно, хорошо видно презентацию, можно устно и письменно обсуждать вопросы, бодрит участие в опросах – функция «голосование» помогает активировать внимание.

Кроме вебинаров, используем и другие ресурсы – «задания» для контрольных работ и тестирование. В системе удобно размещать информацию по курсу – программу, вопросы к аттестации, подробные описания тем в виде презентаций, сразу дав студентам полный методический пакет. Отследить по почте, кому что отправил или еще не отправил, не говоря уже о получении каждую неделю на e-mail полсотни контрольных от студентов, менее удобно.

Поскольку очевидно, что сессия у этих групп также пройдет онлайн – по крайней мере, майская сессия, в данный момент насущная задача принять зачеты и экзамены. Провести в системе итоговые тестирования и итоговые собеседования в вебинаре для небольших групп не представляет особой трудности, поэтому есть надежда, что для студентов это всё не станет большим стрессом, чем обычно.

Вы рассказали, как изменился формат занятий, а как изменилась нагрузка на студентов?

Законный вопрос, который, наверное, стоит задать и самим студентам. У педагогов, насколько можно судить, не только в вузах, но и на других ступенях образования, появилась тенденция – возможно, от избытка ответственности – загрузить учащихся объемными контрольными заданиями в попытке восполнить недостаток личного общения. В таких условиях учащиеся об уроках и очных лекциях начнут думать как о светлой полосе в их жизни, что, может быть, и неплохо.
На своих курсах все же хотелось избежать перегрузки как для студентов, так и для себя, и организовать самостоятельную работу студентов умеренно и с пользой, поэтому приходится следить за объемом и содержанием: задания должны помочь студентам лучше разобраться в каких-то сложных моментах курса, закрепить пройденный материал или же, наоборот, подготовиться к нашим встречам в вебинаре, чтобы лекции, которые обычно провожу с элементами семинара, проходили более плодотворно.

Кстати, благодаря переходу в дистанционный режим и регулярным письменным контрольным заданиям, для меня стала открытием группа социологов 4 курса: в начале семестра как-то вяло шло взаимодействие в рамках очных занятий, не очень хорошо ребята писали проверочные работы, но после того, как стали работать онлайн, произошли два ощутимых изменения: 1) близка к 100%-ой посещаемость занятий и такая же включенность в обсуждение, 2) кроме того, группа дает прекрасные ответы на контрольные задания.
Хотя ответы студенты готовят дома, спокойно используя литературу, но не позволяют себе никакого так надоевшего плагиата, наоборот, добросовестно стараются понять и изложить проблемные темы самостоятельно. Последние годы плагиат у студентов во всех формах обучения – это такая головная боль, что встретить от целой группы молодых людей, уже почти выпускников, иное отношение очень приятно.

А были ли какие-то особенности в организации онлайн-занятий у студентов других специальностей?

Да, хочется выделить филологов. Со студентами филологического факультета процесс перехода прошел с простой закономерностью: все, кто активно участвовал в очных занятиях, спокойно подключились и к онлайн-занятиям, и очень качественно выполняют контрольные задания, а кто не особо ходил на очные занятия, до сих пор не зарегистрировался и в системе дистанционного обучения или же ни разу в нее не вошел.
Кстати, именно в группах филологов было выражено желание заниматься не в СДО (системе дистанционного обучения), а в Zoom и аналогах, так как именно там у них проходят занятия по другим предметам. Просьба эта понятна, так как при напряженности обучения, характерном для языковых направлений, необходимость осваивать одновременно разные интернет-площадки для занятий требует дополнительных усилий и особенно тяжела.
Кроме того, некоторые студенты факультета озвучили такую проблему: тем, кто находится сейчас в странах, где блокируют российские сайты, приходится думать, как обходить эти блокировки, что делает работу на платформе ПСТГУ для них менее удобной. В таких случаях, естественно, хочется помочь и предложить запасной вариант.

В целом Ваши отзывы о работе в дистанционном формате скорее позитивные. Есть ли желание со временем полностью перевести все свои очные курсы в дистанционный формат?

Сейчас, естественно, возникает мысль «а что потом?». У администрации, наверное, уже есть или вскоре появится свое видение дальнейшего сценария и использования полученных возможностей и опыта (чего стоит один «квартирный вопрос» – о свободных аудиториях). А преподавателям, уже освоившимся в системе дистанционного обучения, в посткарантинную эру, если она настанет, безусловно, хотелось бы сохранить доступ к СДО ПСТГУ (факультеты) и продолжать осваивать эту систему для методической поддержки своих курсов и как запасной вариант на случай, если не будет объективной возможности провести занятие или ряд занятий очно.

Желания полностью перейти в дистанционный формат точно нет. Хотя мне нравится дистанционное преподавание и приятно, когда слушатели в ходе обучения отказываются от предубеждений и взгляда на него как на нечто формализованное, автоматизированное, бездушное, но попытки сделать эту форму обучения максимально живой требуют очень больших усилий от преподавателя. Поэтому переводить все свои очные курсы в СДО не хотелось бы.
Есть еще такой момент: не решилась бы совсем новый курс впервые проводить в режиме онлайн. Есть вещи, которые хочется проговорить и одновременно додумать, а хорошие мысли и формулировки нередко рождаются, как показывает опыт, в живом взаимодействии с аудиторией. Даже накатанные курсы нередко получают второе дыхание при очной работе с какой-то творческой и вдумчивой группой, так как интересное обсуждение помогает снять шоры и удивиться новому ракурсу. В вебинарах, в этом смысле, все же есть в плане общения некоторая ограниченность и большая нагрузка: замечала по своим впечатлениям и по отзывам коллег, что усталость от проведения вебинара сильно превышает нагрузку от очной лекции.

Кстати, интересная деталь, точно не имеющая места в светских вузах, но подводящая к тому, что онлайн-пространство в духовных школах не воспринимается пока как адекватная замена очного общения, пусть даже это происходит подсознательно. При переходе на онлайн в ряде групп ушла практика молиться в начале и в конце занятий – и преподавателям, и студентам это неловко, особенно если занятия проходят в Zoom, когда для эффекта нахождения как бы в одном пространстве все включают камеры и могут смотреть друг на друга. Та же ситуация, психологически понятная, наблюдается и на дистанционных заседаниях некоторых кафедр.

Много лет назад понравился отзыв одного слушателя дистанционных курсов «Основы Православия», где он отметил, что для него самый впечатляющий момент и переживание единства с другими учащимися, находящимися в других часовых поясах и даже на других континентах, – когда преподаватель говорил во время вебинара: «Откройте, пожалуйста, Библию…». Простой и естественный момент, оставивший теплое воспоминание своей простотой и естественностью.
В свете этого стараюсь на занятиях не опускать момент совместной молитвы ни со слушателями ИДО, ни со студентами. Нередко прошу прочитать молитвы тех, кто делает доклад или проходит сегодня собеседование по теме, и это бывает полезно, потому что обучение для многих связано с задачей воцерковления и нередко выявляется, что у человека вообще нет опыта молитвы, для него в новинку и «Царю Небесный», и «Достойно есть». Слушатель, зная, что он выступает на следующем вебинаре, готовится к занятию и заодно заранее учит молитвы.

Под конец расскажу эпизод уже из периода самоизоляции, когда мирянам стало особенно грустно из-за ограничений по участию в церковных службах. На одном из дистанционных курсов у меня учится священник, отец Георгий. Прошу его в конце первого вебинара прочитать молитву. Он говорит: «Минуточку, сейчас к храму подойду», — мы все слышим, как он идет к храму и поет молитву. В такой момент понимаешь, что не надо стесняться новые формы обучения совмещать с традиционным для духовных школ подходом к обучению.
Поделиться: