Как университетам и бизнесу найти друг друга
Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.
Как заметил открывавший дискуссию научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, в последние пять лет происходит трансформация российских университетов. Из площадки для подготовки кадров, которой они традиционно были еще с советских времен, ведущие вузы пытаются стать исследовательскими и даже «разработческими» вузами. Одновременно от бизнеса можно услышать жалобы на низкое качество подготовки людей для высокотехнологичных секторов экономики. В такой ситуации особенно важно изучать редкий позитивный опыт взаимодействия вузов и компаний.
Ярослав Кузьминов выделил три основных модели такого взаимодействия. Первая из них — модель заказа, когда компании выставляют на конкурс какое-нибудь задание и выигравший конкурс вуз его исполняет. Это, пожалуй, самая типичная модель взаимодействия вузов и бизнеса в России. Таким образом формируется около 10 процентов бюджета вузов. Но это очень короткое взаимодействие: на заказы обычно не отдаются комплексные разработки.
Другая модель — эксклюзивное партнерство. Она сохраняется, в основном, теми вузами, которые традиционно работают с оборонным сектором и выполняют военные заказы. Это длинное партнерство, оно может быть более дорогостоящим, но у него есть очевидные преимущества — меньше рисков, потому что ты очень хорошо знаешь своего партнера. К такого рода длительным партнерствам можно отнести и сотрудничество государственных ведомств с вузами по разработке проектов реформ, государственных программ и т.п.
Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны?
Наконец, можно выделить модель кооперации вузов и компаний в решении общеотраслевых и даже общестрановых проблем. Такое взаимодействие носит в известном смысле социальный характер, и оно возможно, когда есть лидер отрасли, не боящийся объединять усилия не только с вузами, но и с конкурентами.
Примером «кооперационной» модели можно назвать сотрудничество НИУ ВШЭ и Яндекса, которое вылилось в открытие в Вышке факультета компьютерных наук. (Как рассказала участвовавшая в дискуссии гендиректор Яндекса Елена Бунина, сначала разработчики и аналитики Яндекса сами занимались со студентами Вышки, ставили им реальные задачи. Затем они стали привлекать к занятиям и другие компании — и такого рода практики на факультете теперь идут с первого курса.)
Но у взаимодействия вузов и бизнеса в российских условиях есть ограничения. Ярослав Кузьминов отметил в целом низкую готовность российского бизнеса вкладываться в исследования и разработки, и даже когда такие вложения происходят, они часто носят не прорывной характер. Присутствие России на «передовой» глобальных технологий крайне ограничено, да и размер российских компаний на порядок ниже, чем, например, американских. По мнению Ярослава Кузьминова, наши компании в основном занимаются адаптацией и идут туда, где это сделать дешевле, и часто это не Россия.
Впрочем, есть и хорошие новости. Короткое мышление российского бизнеса, на взгляд ректора ВШЭ, преодолимо. Во всяком случае, изменение макроэкономической ситуации, удлинение и снижение стоимости кредитования позволит им высвободить больше ресурсов для исследований и разработок.
Но и вузы должны быть активнее в плане исследований в прорывных областях науки и технологий. России, считает Ярослав Кузьминов, нужны не меньше 30–40 вузов, которые входят в топ-100 международных рейтингов в той или иной предметной области (всего предметных рейтингов около 60). И даже если у вузов не получается быть лидерами на переднем краю исследований, то нужно хотя бы быть в курсе того, что там происходит, участвовать в крупнейших конференциях.
Конечно, чтобы полноценно конкурировать с ведущими мировыми университетами, российским вузам понадобилось бы значительно больше средств (по оценкам, до 4% ВВП к 2025 году), чем сейчас выделяется на финансирование всего образования (0,6% ВВП). Значит, нужно искать компромиссную модель. Например, можно выделить ядро из десяти вузов, обеспечив им приборную и лабораторную базу, не уступающую технологическим ресурсам, которыми располагают лучшие мировые университеты. Помимо этой десятки лидеров можно выделить еще ряд вузов, которые в состоянии конкурировать в отдельных, более узких, секторах науки и технологий.
Это не значит, что все остальные вузы государству нужно забросить. Они могут стать центрами, вокруг которых в регионах будут создаваться инновационные пояса, считает Ярослав Кузьминов. Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны? Молодежь не менее ценный ресурс, чем приток технологий и денег, уверен ректор ВШЭ. Нужно учиться «капитализировать» молодость — это и будет поддержка для нашей инновационной экономики.
Учебное заведение
