Литературный пикник в Сокольниках
17 июля 2016 года серию открытых летних образовательных мероприятий института продолжил Литературный пикник, посвященный творчеству А.С. Пушкина.
На этот раз нас принимал один из самых красивых и уютных парков Москвы – Сокольники. К 16 часам в модную читальню «БуквоДом» начали подходить несколько заинтригованные гости: что их ждет в жаркий летний день, что нового можно узнать о Пушкине сегодня?
Аудитория собралась разнообразная: кто-то совершал семейную прогулку и заглянул на «пикник», кто-то шел целенаправленно – разобраться в интересующих вопросах, а кто-то уже побывал на встречах с преподавателями Института Пушкина в парках Москвы, увлекся особого рода «интеллектуальным квестом» и специально спланировал воскресный вечер.
Ведущая Литературного пикника – доктор филологических наук, литературовед Эльмира Афанасьева – с первых минут погрузила собравшихся в атмосферу вдохновения и творчества. Гости, робеющие в начале встречи, уже через короткое время увлеченно цитировали Пушкина, рассуждали о смысле его произведений, с азартом отвечали на непростые вопросы. Эльмире Маратовне с легкостью удалось стереть преграды в общении между разными и непохожими друг на друга людьми, которые встретились впервые здесь для того, чтобы узнать и о Пушкине, и о себе что-то новое и неожиданное, волнительное и прекрасное.
Литературный пикник начался с осмысления самого формата интеллектуального досуга, связанного с многовековой традицией проведения литературных салонов и гостиных. Гости с удивлением рассматривали представленные на презентационных слайдах интерьеры литературных гостиных XIX века, погружаясь в рассказ об атмосфере, способствующей формированию русского литературного языка и культурной элиты страны. Литературная часть встречи началась с осмысления лицейской лирики А. Пушкина и его первых побед на поприще «пробы пера». В центре внимания оказалось стихотворение «Пирующие студенты» и тема пира, ставшая сквозной для творчества писателя.
В тот момент, когда легкость пушкинского языка и узнаваемый авторский стиль уже овладели аудиторией, Эльмира Маратовна предложила сменить ракурс восприятия художественных текстов Пушкина, перейдя к анализу романа «Евгений Онегин». Вспоминая знакомые стихи, читая и комментируя отрывки романа, гости погрузились в лабиринты авторской игры с читателем. Пропуски строф, мотив молчания, внутренняя речь героев, образ «молчаливого кабинета» и оборванность любовного сюжета – вот те особенности композиции и художественного мира романа, размышление над которыми определили стратегию «читательского удивления». Даже на исходе второго часа общения участники встречи все еще не спешили расходиться.
Формат интеллектуального диалога о русской классике имеет особое послевкусие. И дело не в том, что люди задают выстраданные вопросы и сами пытаются найти на них ответы. После погружения в художественный мир, казалось бы, знакомого текста, человек словно преображается, изменяется его взгляд – в прямом и переносном смыслах. К финалу Литературного пикника явственно проявились животрепещущие темы для обсуждения и осмысления.
Вот только некоторые из вопросов, которые были заданы пытливыми гостями: почему в литературе любовь всегда трагедийна; каким образом Байрон оказал влияние на Пушкина; почему Анна Ахматова так не любила Наталью Гончарову; правда ли, что сохранились письма жены Пушкина Дантесу?.. Очевидно, это те вопросы, на которые в определенный период жизни человек, познающий тайны русской классики и этапы биографии Пушкина, стремится найти ответ…
Учебное заведение
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
г. Москва
Есть представитель
