Научные победы МГОУ на Всероссийском форуме русского языка
Мероприятия, связанные с деятельностью студенческих сообществ в МГОУ, в последнее время приобрели особый смысл. Молодёжи предоставляют площадки для реализации идей, их начинания поддерживают руководители вузов и министерств. Нынешним студентам открывается перспектива участия в престижных форумах и конгрессах. Их голос звучит с трибун конференций и съездов. Они активно включаются в просветительскую работу по пропаганде и популяризации духовных ценностей.
19-21 апреля 2017 г. в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина в сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ, Правительством Рязанской области, фондом «Русский мир» прошёл II Всероссийский форум русского языка, посвящённый наследию академика Измаила Ивановича Срезневского. Партнерами форума стали Общественная палата Российской Федерации, Союз журналистов России, Российский студенческий центр, «Учительская газета», Рязанская епархия Рязанской митрополии Русской православной церкви, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Московский государственный областной университет, Институт русского языка имени В.В. Виноградова РАН.
Программа форума предусматривала встречи с интересными людьми, мастер-классы, посещение памятных мест и, конечно же, общение самих студентов, обсуждение их проектов.
На форум приехали талантливые девушки и юноши, представившие 24 вуза восьми федеральных округов России. Из шестидесяти с лишним проектов экспертная комиссия допустила к участию только 31.
В ходе онлайн-конференции с основателем Центра русского языка в Пекинском университете иностранных языков И.А. Ли и почётным членом Президиума Ассоциации исследователей русской литературы в Китае В.В. Аганесовым участники узнали лингводидактические приёмы стран-партнёров и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
Мастер-класс профессора кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина В.И. Аннушкина был посвящён риторическому мастерству и культуре речи, изданию книг по истории отечественной словесности и даже включал исполнение авторских романсов на стихи М.В. Ломоносова.
Затем эксперты приступили к прослушиванию студенческих проектов.
Представленные работы были очень разнообразны: компьютерная игра «Аз Буки Веди», словарь русского сленга для англоговорящих студентов, интерактивная лингвокраеведческая карта «Лингвистическое москвоведение: география биографий», справочник по речевому этикету; онлайн-портал, объясняющий правила русского языка; справочная служба для тех, кто нуждается в консультации филологов и многие другие.
Многие проекты представителей Сахалинской области, Архангельска, Воронежа, Севастополя, Карачаево-Черкессии, Бурятии и других регионов были посвящены изучению особенностей языков народов России, сравнительно-сопоставительным исследованиям национальной лексики и фразеологии.
Студент II курса факультета русской филологии Историко-филологического института МГОУ Владислав Березнев представил оригинальную идею создания лингвокраеведческой карты Москвы, на которой были отмечены памятные места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся лингвистов. В настоящий момент данный проект находится в разработке, но автор уже частично исследовал источники, отражающие московскую биографию академика Ф.И. Буслаева.
Разработанный совместно с научным руководителем – доктором филологических наук, профессором кафедры истории русского языка и общего языкознания Московского государственного областного университета О.В. Никитиным, проект стал победителем этого престижного форума в числе пяти лауреатов. Поэтому вкратце ознакомим с его содержанием.
«В настоящее время, - говорилось в нем, - мы отмечаем возрастающий интерес общества к событиям и фактам исторической мысли XIX-XX вв. Новым направлением в гуманитарных исследованиях является лингвистическое москвоведение, которое предполагает изучение биографий крупнейших отечественных лингвистов – Ф.И. Буслаева, В.И. Даля, А.А. Шахматова, Д.Н. Ушакова, В.В. Виноградова и др. в историко-просветительском отношении. В вузовской практике пока отсутствуют интерактивные карты с информацией лингвокраеведческого характера. Такие сведения необходимы для раскрытия духовного и профессионального пути ученого, его творческих исканий и связей в научной среде. Это подтверждается актуальной национальной задачей науки в целом, обозначенной академиком Д. С. Лихачевым: «Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего».
Цель проекта: разработать и создать интерактивную лингвокраеведческую карту-путеводитель личности одного из наиболее ярких московских лингвистов XIX века академика Ф.И. Буслаева, отражающую события, связанные с жизнью научного сообщества применительно к культурной среде «географического местодействия», профессиональной деятельности, подкрепленные биографическими данными, фото- и видеоматериалами, воссоздающими облик и традиции эпохи.
Основной аудиторией проекта являются учащиеся и преподаватели вузов РФ, средних школ и техникумов с целью заинтересовать их изучением вопросов лингвокраеведения, музейной педагогики и открытиями новых фактов о личностях филологов. Важное значение в такой работе имеет прикрепление персоналий к конкретной территории, исследование местных особенностей, семейных легенд, воспитание чувства любви и уважения к русскому языку, его прошлому, к историко-культурным памятникам.
Ключевые этапы реализации:
Аналитический обзор и обобщение литературы по историческому москвоведению для выявления неизвестных фактов в культурном наследии выдающихся лингвистов.
Сбор архивного биографического материала в фондах РГАЛИ, Государственном архиве г. Москвы и других фондохранилищах, отражающего лингвокультурные и территориальные аспекты преемственности в традициях отечественного языкознания XIX-XX вв.
Проведение экспериментальной «полевой» практики с целью поиска и идентификации объектов культурного наследия Москвы, имеющих лингвокраеведческую ценность и структурируемых по принципу место – время – действие. Например: из перечня имен лингвистов выбирается один ученый (Ф.И. Буслаев); на интерактивной карте отмечаются все места, связанные с его учебой, работой, семейной жизнью и профессиональной деятельностью, с установлением точных дат и указанием соответствующих событий.
Разработка интернет-портала «Лингвистическое москвоведение: география биографий» для использования размещенной информации в научно-практических целях.
Организация и проведение экскурсий, разработанных на материалах проекта, например: «Ф.И. Буслаев в Москве», «В.И. Даль в Москве», «Шахматовская Москва», «Московский лингвистический кружок», «По ушаковским местам столицы».
Предполагаемый результат. Материалы проекта могут быть использованы:
В регулярных и факультативных курсах по русскому языку и лингвистическому краеведению с целью изучения истории и культурного прошлого Москвы.
В организации экскурсионных туров по местам, связанным с жизнью и деятельностью московских лингвистов, для пропаганды культурного наследия, традиций музейной педагогики и воспитания активной гражданской позиции;
В разработке и создании путеводителя и интерактивной биографический карты по лингвистическому москвоведению.
Итоговый продукт: создание общедоступного интернет-портала «Лингвистическое москвоведение: география биографий» с указанием памятных дат, событий и тематическими экскурсиями.
20 апреля в главном здании РГУ им. С.А. Есенина форум открыл и. о. ректора А.И. Минаев. С приветственными словами выступили другие официальные лица: заместитель председателя Правительства Рязанской области Е.И. Буняшина, координатор российских программ фонда «Русский мир» С.Л. Щербакова, ведущий научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова М.И. Чернышёва, профессор кафедры истории русского языка и общего языкознания Московского государственного областного университета О.В. Никитин и другие.
На второй день участники форума побывали у мемориала великого учёного-слависта академика Измаила Ивановича Срезневского в его родовом селе Срезнево Шиловского района. Это – удивительное по своей красоте место, на берегу Оки, в окружении берез. В нем расположен храм Казанской иконы Божьей Матери, который посетили студенты и преподаватели. Одну из икон в этой церкви написала дочь академика Срезневского Ольга. Дух древности, казалось, еще живет там. Форумчане поднялись также в небольшой домовой храм - комнатушку под сводами, где был почти миниатюрный престол, на стенах висели редкие иконы местного письма. Здесь слышались отголоски тех страшных времен, когда происходило повсеместное глумление над святынями. И монахини из окрестных монастырей и церквей, уже порушенных большевиками, скрывались в этой верхней домовой церкви, не выходили на свет Божий, ждали своей участи, но отстояли храм!
По приезде в Срезнево делегацию встречали представители Администрации Шиловского района и священник, отслуживший литию у могилы учёного. Замечательно, что в Срезнево приехала и милая девушка, как оказалось, потомок рода Срезневских из Рязанской земли, по линии одного из родственников Измаила Ивановича. Все стояли у черного гранитного креста, где была начертана надпись «Да будет воля твоя», и думали о том величии и простоте этого труженика Земли Русской, прах которого мирно лежит в родном краю, но дело его живет далеко за пределами этого уголка России.
Нина Васильевна Колгушкина, директор Музея И.И. Срезневского, произнесла памятные слова, и группы студентов распределились по мастер-классам: один из них проводил профессор О.В. Никитин, другой – ведущий научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН М.И. Чернышёва.
Вечером 21 апреля студенты, участники форума и эксперты посетили студенческий театр РГУ им. Есенина «Переход», где смотрели постановку «Родня» по пьесе С.А. Найдёнова «Дети Ванюшина».
На третий день форумчане побывали в единственном в мире Музее академика И.И. Срезневского в РГУ им. С.А. Есенина, увлекательную и интереснейшую экскурсию по которому провела основатель и директор музея заслуженный учитель РФ Н.В. Колгушкина.
Аспирант РГУ Павел Квартников провёл экскурсию в музее С.А. Есенина.
А перед самым закрытием участникам посчастливилось посетить ещё и главную достопримечательность древнего русского города – Рязанский кремль.
21 апреля состоялось торжественное закрытие и подведение итогов форума, которое проходило в зале заседаний Учёного совета вуза.
Экспертный совет назвал имена пяти лауреатов форума, которые ещё раз представили свои проекты и обосновали их актуальность для пропаганды русского языка.
Среди них был и студент нашего вуза – Владислав Бeрезнев с проектом «Лингвистическое москвоведение: география биографий». После награждения в ответном слове он сказал о важности подобных мероприятий, сохраняющих память о великих учёных прошлого для возникновения новых идей, и поблагодарил организаторов форума. Он предложил, чтобы в следующем году в Рязани состоялся не «III Всероссийский форум по русскому языку, посвящённый наследию академика И.И. Срезневского», а «I Международный...», поскольку Измаил Иванович был не просто русистом, а величайшим славистом, знатоком не только русского, но и всеславянского слова.
Организаторы II Всероссийского форума русского языка особо отметили уровень подготовки лауреата, актуальность его проекта и выразили благодарность руководству МГОУ за проделанную работу.
После торжественного закрытия форума участники, эксперты и гости этого знаменательного мероприятия сделали фотографию на память. Гости из южных республик – в национальных нарядах.
Материалы форума освещались в периодической печати, на телевидении и размещены на портале фонда «Русский мир».
Поздравляем лауреата II Всероссийского форума русского языка Владислава Березнева и его научного руководителя профессора О.В. Никитина с победой и желаем молодому ученому беречь и приумножать русское слово.
Учебное заведение
