NEW! Студенческий совет Шанинки: «Иерархия не нужна»

26 ноября 2017 года у бакалавров Шанинки появился свой Студсовет. Причем за его создание выступило не 146%, а 100% проголосовавших студентов. О его создании, миссии и принципах рассказывает Вера Горбатенко — руководитель отдела Minor Administration и один из идейных вдохновителей организации, которая изменит все. 

Создание: ???????
— До недавнего времени существовал только Консультативный совет магистров МВШСЭН. Ваша инициативная группа решила, что пришло время создать собственную организацию, которая представляла бы интересы бакалавров. Как вы пришли к идее создания Студсовета? 

Мои соратники и я учимся на 3 курсе программы «Мировая политика», ее второй набор. В какой-то момент мы поняли, что мы, как студенты, должны сами заниматься идентичностью студентов Шанинки. Нам хотелось бы создать удобное пространство академической среды, что подходит университету. Для нас Шанинка — уникальное место, потому что это учебное заведение снимает с глаз пелену догматизма.

Когда накапливаются мелкие проблемы нужно иметь канал выражения своего недовольства. Импульсом стала новость о том, что нашего одногруппника хотят исключить. Там была сложная и неоднозначная ситуация и мы поняли, что должны действовать. Мы решили написать петицию.

И мы поняли, что именно такая модель воздействия на внешнюю среду имеет силу и вес. В петиции был изложен ряд нарушений, с которыми проводилась комиссия, и манифестирована солидарность студенческого сообщества. Эта петиция стала общим волеизъявлением и выражением того, что мы не согласны.

Когда мы объединяемся, сплочены общей идеей, адекватно и этично формулируем свое мнение, мы можем добиться результата.

При содействии руководителя нашей программы Василия Жаркова и благодаря здравомыслящим представителям администрации мы спасли нашего одногруппника. Он был допущен к пересдаче и благополучно все пересдал. А за него стоило побороться, потому что это студент с потрясающей успеваемостью, а его эссе высоко оценивают в Манчестере. Ситуация конструктивно разрешилась и стала для нас бесценным опытом.

Затем мы начали непосредственно заниматься самим проектом Студсовета. При этом мы сознательно дистанцировались от идеи иерархии власти в его структуре.

В формате небольшой организации с небольшим количеством людей она неэффективна. Сейчас в Студсовет входит 5 человек, при этом у нас четыре отдела: Media, Representatives, Study Support и Minor Administration. Отдел Media делится на две части: внутренние и внешние медиа. Он же заведует группой в ВК.

И да, так получилось, что мы все из одной учебной группы.

— А насколько релевантным может быть Студсовет, в котором нет представителей других курсов или других групп? 

На данный момент важно понимать, что мы инициативная группа. Мы не узурпаторы власти и мы не те, кто хочет просуществовать в качестве руководителей до конца нашего обучения. Когда закончится процесс ратификации Студсовета и его устава, мы устроим выборы. Ответить, когда конкретно это будет, мы пока не можем.

Процесс легитимизации идет постепенно. 26 ноября мы провели референдум и подтвердили отделение Студсовета бакалавров от Консультативного совета магистров. Но предстоит еще юридическое оформление на уровне вуза.

— Кто может стать членом Студсовета?

Согласно нашему проекту, бакалавры организуются в Объединения: менеджеров, политологов, социологов и психологов. Из Объединений избираются по 5 представителей, от каждой программы. Они занимают места в каждом из отделов. Таким образом, в каждый наш отдел входят представители всех программ. Студсовет целиком опирается на диалог с массовыми объединениями. Выставляй свою кандидатуру, презентуй программу и — если ее поддерживают другие студенты — ты член Студсовета. Никаких игр в активизм и несколько ступеней волонтерства.

Ситуация, когда, чтобы попасть в Студсовет, нужно пройти 9 кругов ада, — это чушь.

Не было мысли сделать Студсовет элитарным органом. Наш Студсовет — скорее профсоюз. Однако не стоит понимать это буквально. Мы хотим создать эффективную представительную структуру с юридическими правами. Такая структура могла бы заниматься не только внеучебной деятельностью, но и защитой прав студентов.

— Своеобразная репрезентативная демократия.

Надоело постоянно читать о демократии и ощущать себя вне демократического процесса. С помощью учреждаемой нами структуры хочется попытаться организовать все максимально правильно, максимально институционально.

— Сложилось ощущение, что во время подготовки к референдуму, у вас была риторика борьбы и подчеркнутое отстраивание «бренда»: мы не магистры, мы не ИОН РАНХиГС. Словно кто-то реально говорил: «нет, оставайтесь с нами!». Не было ли это борьбой с ветряными мельницами?

Нет, к нам никто не приходил и не старался нас удержать. Хочется, чтобы о Шанинке знало как можно больше людей, потому что это учебное заведение того стоит. Мы хотели подчеркнуть кто мы. Возможно, это академический патриотизм. 

Апеллируя к риторике отстраивания и идентификации, мы в том числе хотели решить наши рутинные текущие проблемы, которые иногда завязаны на администрации или других структурах. Если нас не слышат, нужно выстраивать свою политику. 

Демократия: ?????????? 
— Какую именно политику вы хотите выстроить? 

Шанинка — это про науку. Мы, студенты Шанинки, хотим, чтобы Шанинка развивалась как научный бренд. Поэтому мы считаем, что академическое направление для внеучебной среды шанинского сообщества — самое верное. Одно дело, когда человек сам ищет возможность и участвует в конференциях, другое — когда это организовано и всегда есть внутренняя база поддержки. По сути, мы за микс учебной и внеучебной среды. Вместе с тем в наших планах создание академической перемычки Шанинки с ИОНом РАНХиГС, что, безусловно, принесет пользу всем.

— Получается, что две основных линии вашей деятельности — это защита прав студентов и научное направление. Или есть еще?

Все верно, их две. Но есть, например, отдел Study Support, который помогает реализоваться студентам в стенах Шанинки и за ее пределами. Отдел занимается агрегированием интересов студентов и непосредственно общается с ними по насущными темам.

Мы объясняем студентам, что есть принцип субсидиарности. Согласно этому принципу, проблемы нужно решать на своем непосредственном уровне.

Нужно отвыкать от привычки идти жаловаться к царю-батюшке, а выстраивать диалог непосредственно с преподавателем или представителем конкретного отдела. И у ребят получается. Так, наши первокурсники одной из групп урегулировали проблему с преподаванием английского языка, чему мы очень рады.

Многие ребята только пришли из школы и вдруг сразу оказались в бурлящей университетской среде. Они теряются. Мы можем показать пример и поделиться опытом общения в современной образовательной и профессиональной среде. Давая это, мы будем точно знать, что существуем не просто так. 

Поделиться: