Обладатели почетного знака «Звезда Физтеха» 2019
Уже завтра в 18:30 в Концертном зале в рамках VI конференции выпускников МФТИ состоится торжественная церемония награждения почетным знаком «Звезда Физтеха». Мы задали лауреатам этого года три вопроса: о Физтехе, физтехах и их достижениях. Что у нас получилось — читайте в нашем материале.
Александр Евгеньевич Умнов, профессор кафедры высшей математики МФТИ, д. т. н.:
Что для вас Физтех?
Физтех для меня триединый объект. Это альма-матер, где я учился. Это место, где я преподаю. Третье – здесь веду научно-исследовательскую работу по своей специальности.
Три ваших главных достижения?
По каждому направлению они свои. Это такой многомерный вектор. Не могу сказать, что у меня есть одна оценка всех результатов. В области методов математического моделирования и теории оптимизации, которой занимаюсь, я получил новые научные результаты и опубликовал их в виде статей, монографий и учебников.
Что пожелаете нынешним физтехам?
Скорейшей ориентации, чтобы определить даже не то место, которое они могут занять в науке, а которое хотели бы занять. И целей, которых хотели бы достичь. Вот! Чем скорее – тем лучше.
Александр Михайлович Бишаев, профессор кафедры высшей математики МФТИ, д. ф.-м. н.:
Что для вас Физтех?
Физтех для меня – это очень многое сейчас. Практически вся моя жизнь. Во-первых, я сам – физтех, во-вторых, здесь моя преподавательская работа, которая мне нравится.
Три ваших главных достижения?
Какие мои три главных достижения? Я думаю, что первое заключается в том, что я сумел организовать свою личную жизнь. Мы с женой прожили без года пятьдесят лет. За это время мы вырастили и воспитали дочь, которая подарила нам трех замечательных внуков. Главное, семейная жизнь никак не помешала мне заниматься своим любимым делом – научной работой. То, что я зарабатывал на жизнь только таким трудом, какой мне нравился, я считаю своим достижением. Оценивать мне свои научные достижения трудно. Это должны делать мои коллеги. Я же могу только сказать следующее. Мой научный руководитель учил так: в науке есть два пути. Либо писать уравнения, либо решать уравнения. И то, и другое очень важно, потому что если вы не будете решать уравнения, то кому они будут нужны? Он после этого добавил: «Надо бы стараться все-таки написать свое уравнение». Вот он думает, что я свое написал.
Что пожелаете нынешним физтехам?
Чтобы они оставались физтехами. Что физтеха отличает от других выпускников вузов? Если есть какая-то перед ним задача, он ее просто берет и решает. И не важно, откуда эта задача – из экономики, химии, физики или еще откуда-то. Я хочу, чтобы физтехи это качество решать любые задачи, которые жизнь перед ними ставит, сохранили.
Анатолий Павлович Маркеев, профессор кафедры теоретической механики МФТИ, д. ф.-м. н.:
Что для вас Физтех?
Это моя юность. Так же, как и моя школа.
Три ваших главных достижения?
Я отвечу словами Есенина: «Вся моя жизнь и творчество еще впереди».
Что пожелаете нынешним физтехам?
Оставаться самими собой! И любви! Любви к семье, ко всем близким. И обязательно к нашей Родине. Это совершенно точно. Это уже без вариантов. Как у Пушкина: «Два чувства дивно близки нам – // В них обретает сердце пищу – // Любовь к родному пепелищу, // Любовь к отеческим гробам». Именно вот эти два – вы понимаете? На них основано самостоянье человека. Любовь к большому нашему отечеству и к малому – к большой и малой родине, получается вот так. Залог величия – вот в этом. Пушкин прав. Вот почитайте других – к этому все сводится. К этому!
Надежда Михайловна Трухан, доцент кафедры теоретической механики МФТИ (до 2017 года):
Что для вас Физтех?
Дом родной.
Три ваших главных достижения?
Дети. Работа. Свою работу я очень люблю и очень сожалению, что вынуждена была уйти. Муж. Вы знаете его? Вот у кого нужно интервью брать.
Что пожелаете нынешним физтехам?
Я понимаю, что им трудно, но они будут вспоминать Физтех очень по-доброму. Я в этом абсолютно не сомневаюсь и желаю им этого.
Владимир Георгиевич Лейман, профессор кафедры общей физики, главный научный сотрудник лаборатории двумерных материалов и наноустройств МФТИ, д. ф.-м. н.:
Что для вас Физтех?
Родной дом, где я вырос.
Три ваших главных достижения?
Если говорить о научной деятельности, то это, во-первых, полученный мною в 70-х - 80-х годах результат. В период исследования устойчивости интенсивных электронных пучков с предельными собственными полями, я сформулировал критерий неустойчивости достаточно широкого класса электронных пучков с винтовыми траекториями. Этот критерий проиллюстрирован на уровне установленных там же аналогий с обычной гидродинамикой и подтверждён экспериментом.
Другой своей научно-исследовательской удачей считаю обнаружение в одном микро-нано размерном объекте (углеродной нанотрубке или куске графена) наличие сразу двух резонансов – плазмонного в терагерцевом диапазоне и механического, причем с одним и тем же пространственном размером. Это открыло возможность разработки нового класса микроразмерных электронных приборов на базе наноэлектромеханических систем.
И третьим, но, может быть, наиболее важным достижением, считаю создание в начале двухтысячных годов (по поручению заведующего кафедрой общей физики профессора Анатолия Деомидовича Гладуна) научной группы из студентов и аспирантов и выбор нового научного направления. В этом большую роль сыграл (и продолжает принимать участие) бывший преподаватель нашей кафедры проф. Виктор Рыжий. В итоге сложился довольно перспективный творческий коллектив, основную организаторскую роль в котором стал играть только что защитившийся мой аспирант Алексей Арсенин. Мы набирали студентов прямо из групп, в которых преподавали, и сейчас многие из них уже защитили диссертации и являются авторитетными учеными мирового уровня (Юрий Стебунов, Вячеслав Семененко, Дмитрий Федянин, и др.). А наша первоначально небольшая научная группа переросла в Центр, состоящий из нескольких лабораторий. Конечно же, в этом успехе реализовалось главное (по моему мнению) преимущество системы физтеха – это наличие талантливых, увлекающихся наукой молодых людей – наших студентов.
Что пожелаете нынешним физтехам?
Быть увлеченными и целеустремлёнными, не бояться «грызть гранит науки».
Учебное заведение
