Правда о масленице

В преддверии празднования Масленицы в Институте Пушкина 4 марта состоялась лекция для приглашенных гостей, студентов и преподавателей на тему «Обрядовые тексты, широкий праздник масленицы на Руси».

Перед слушателями выступил Александр Яшин, студент первого курса магистратуры «Русская литература в полилингвальном мире». Александр – исследователь и энтузиаст фольклора, руководитель институтского фольклорного ансамбля «Равень».
По его мнению, необходимо критически подходить к современным теориям о происхождении масленицы и о том, как ее отмечали наши предки. Сейчас вокруг этого праздника сложилось немало мифов и заблуждений, которые тиражируются достаточно широко.

Первый миф связан с длительностью праздника. Так, часто можно слышать, что масленица празднуется неделю. На самом деле в разных регионах России масленицу праздновали от одного дня до трех недель, это зависело от многих причин.

Второй миф гласит, что на масленицу принято сжигать чучело. Александр Яшин неоднократно проводил исследования по этой тематике, расспрашивал бабушек в деревнях об этом и не нашел ни устных, ни письменных свидетельств о традиции сжигания соломенной женщины. Мастерили на древней Руси птичек-кукушек из соломы, перевязывали нитками и хоронили их в земле, напевая обрядовые песни, либо топили весной в реке, в редких случаях, сжигали дома в печи.

И, наконец, третий миф, самый устойчивый. Праздник масленицы сейчас считается праздником будущего урожая. Однако, судя по устному творчеству западно-русских регионов, на масленицу существовала традиция сватать молодоженов, и сам праздник включает в себя игры на качелях, в снегу, пение коротких частушек. Масленица так же считается народным женским праздником. 

«Масленица – это не только «культ еды», но и целая традиция, которая складывалась не годами, а веками. Не стоит ее воспринимать как однодневный или семидневный праздник, некоторые регионы праздновали ее и по три недели. А вообще, масленица трактуется как праздник для молодоженов. Многие старообрядцы, которые переехали в США до сих пор хранят традиции своей родины, им удалось сохранить свадебные обряды еще с XVI века...», – утверждает Александр Яшин.

Александр продемонстрировал слушателям подлинные исторические записи с диалектом того или иного округа, которые были записаны в формате аудиофайлов.

Подробным изучением русской народной культуры Александр занимается с 2014 года, когда он основал фольклорный ансамбль в Москве и начал приглашать туда людей с общими целями и интересами. Каждый год он организовывает экспедиции в западные и восточные регионы России, где в глухих деревнях бабушки и дедушки хранят праздничные и обрядовые напевы.

Фольклорист спел собранные им напевы разных регионов, чтобы показать мелодику песен. Рассказал, что особые напевы поются только в определенное время года, так сложились традиции предков на Руси.

«Здесь главное – почувствовать атмосферу русских народных песен, представить, как поют обрядовые напевы на возвышенности в малонаселенном районе. Звук не такой, как на пластинке. Он живой и похож на «зов природы».

Выступление Александра Яшина было с большим интересом принято аудиторией, состоявшей из любителей фольклорной культуры, руководителей фольклорных коллективов и студентов Института Пушкина.

Поделиться: