Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования профессиональных компетенций учителей русского языка, литературы и иностранного языка в современной школе»

26 апреля 2016 года в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» состоялась региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования профессиональных компетенций учителей русского языка, литературы и иностранного языка в современной школе».

В работе конференции приняли участие 127 участников: учителя русского языка, литературы и иностранного языка и преподаватели, работающие в системе СПО и ВПО.

Конференцию открыло пленарное заседание, на котором прозвучала важная мысль о способности науки и образования отвечать на вызовы времени в быстро меняющемся мире. Новация – неотъемлемая часть современной жизни, и перед учителем стоит задача поиска ответов на вопросы, которые приготовила нам жизнь. Вместе с тем в последних документах («Закон об образовании Российской Федерации», принятая «Концепция преподавания русского языка и литературы в образовательных учреждениях») подчёркивается роль филологических дисциплин в образовательном процессе. Введённое в выпускных классах итоговое сочинение определило возвращение ведущей роли в образовательном процессе таких дисциплин, как русский язык и литература. Язык и филология (наука о литературе, созданной на родном языке) заключают в себе культурные коды, через которые и происходит передача духовных ценностей.

С докладом о юбилее основоположника сентиментализма Н.М. Карамзина выступила к.ф.н. профессор С.В. Лайне, которая раскрыла выдающуюся роль этого философа и писателя в русской культуре.
 
Выступление д.ф.н. профессора А.В. Гулина было посвящено роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором становится особенно ясной толстовская философия жизни: в сопряжении со смертью и историей, в масштабных картинах и отдельных деталях произведения.

Работу конференции продолжили 6 секций под руководством преподавателей кафедры филологии АСОУ.

На секции русского языка «Развитие языковой и речевой культуры учащихся в современной школе» под руководством к.п.н. доцента Т.М. Фалиной рассматривались вопросы формирования речевой культуры (Богданова Н.Н.), текстообразования при подготовке к сочинению ОГЭ (Ордынская И.В.), методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (Путятина  Е.М.), особенно уделялось внимание речеведческим знаниям как основе подготовки учащихся к творческим работам (Фалина Т.М.), а также методическим приемам обучения русскому языку: творческому диктанту с продолжением (Макарова Е.В.), уровневому подходу к анализу текстов (Литвинкович В.А.). Кроме того, на секции анализировались проблемы преподавания русского языка в условиях модернизации школьного образования: субъектная деятельность школьников (Шишкова М.А.), метод проектов на уроках русского языка (Перемибеда М.С.), деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья (Земцова С.В.), реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка (Годлина О.В.).

В творческой лаборатории секции «Изучение литературы в школе на этапе освоения новых стандартов» под руководством к.п.н. доцента Трунцевой Т.Н. вырабатывались методы обучения школьников литературе в условиях реализации ФГОС, а также новыеприёмы подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе (Трунцева Т.Н.). На секции были предложены методические приёмы развития умений осознанного чтения на уроках литературы (Джагаева О.И.), рассмотрены возможности использования когнитивной образовательной технологии на уроках русского языка и литературы (Романова В.Н.) и вопросы отражения личностного отношения к миру в системе подготовки к итоговому сочинению (Макарова О.А.), наконец, проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций (Галибина Н.С.). Ключевом вопросом всех выступлений значился вопрос о выработке технологии коммуникации между учителем и учеником.

В работе секции «Совершенствование читательской и текстовой компетенций обучающихся как объект педагогической деятельности» руководством к.ф.н. доцента Крапотиной Т.Г. учителя русского языка и литературы решали актуальные проблемы, связанные с развитием читательских компетенций у обучающихся, а также вопросы воспитания интереса к чтению и методики обучения созданию собственных текстов (написанию сочинения). В докладе Т.Г. Крапотиной были осмыслены концептуальные основы развития творческой читательской и текстовой деятельности личности, предложены дидактические приемы и средства совершенствования читательских и текстовых компетенций у подростков, представлена форма зрелищной репрезентации книг буктрейлер. Участники секции поделились опытом организации урочной и внеурочной деятельности, направленной на воспитание у обучающихся устойчивой мотивации к чтению: Данилина Г.Б., Паутова Т.Е., Овчинникова Е.В., Ермолюк Н.А. рассказали о современных инновационных технологиях развития литературно-творческих способностей школьников и воспитания у них устойчивого интереса к чтению. Киреева Н.Н. продемонстрировала имманентный и контекстуальный подходы к изучению лирического произведения на примере стихотворения А.А. Ахматовой «Лотова жена». Клебанова Н.Н. провела мастер-класс по технологии педагогических мастерских, эффективной в процессе анализа художественных произведений и создания собственных текстов.

В секции «Изучение произведений современных авторов на уроках литературы» под руководством к.п.н., зав. кафедрой Левитской Н.А. анализировалась литературная традиция осмысления вечных ценностей в современной литературе (Левитская Н.А., Малиновская А.А., Носова И.В., Скрабатун И.С., Чикина Е.Г., Лабзина З.И.), отдельное внимание уделялосьпроизведениям малых жанров в системе подготовки к итоговому сочинению (Боброва С.А., Кутакова О.В.), технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы (Горелова Н.С.). Доклады, посвященные читательским предпочтениям современных подростков, звучали особенно актуально (Шведкова Ю.В., Шеварихина Е.Ю., Енина Ю.И.). Работу секции завершил круглый стол по проблемам изучения современной литературе в школе.

На секции «Анализ литературного произведения как основа подготовки к сочинению» под руководством к.ф.н., доцента Стебеневой Л.В. рассматривались вопросы поэтики и семантики художественного произведения (Стебенева Л.В., Колодина Н.А.), проблемы анализа литературного текста (Хренова О.М., Кошенко Е.В.), сквозных тем в творчестве писателей и литературных эпохах (Болдырева Н.В.). Кроме того, в работе секции был представлен опыт системной подготовки школьников к сочинениям и изложениям ОГЭ в работе со словом и приемах контекстного анализа (Рыженкова А.Е.), продемонстрированы оригинальные технологии и приёмы прочтения (анализа) художественного произведения на уроке литературы (Гурская Н.В., Мартынова Г.А.). Особое внимание было уделено вопросам духовно-нравственного воспитания школьников и формированию их читательской культуры в рамках внеурочной деятельности (Бугаева М.И., Маликова П.М.).

Выступления и доклады секции «Духовно-нравственное содержание произведений русской литературы» под руководством к.п.н. доцента Граблиной Н.В. были объединены концепцией понимания русской классики как литературы православной (Граблина Н.В., Бабенко Н.В., Каначкина Н.А.). В работе секции был представлен уникальный опыт изучения агиографической литературы в духовно-нравственном становлении школьников (Калинина И.В.), рассмотрен пасхальный рассказ как феномен русской литературы (Николко Е.Н.), прослежены евангельские мотивы русской поэзии (Винокурова В.С.).

На секции «Проблемы формирования иноязычной коммуникации» под руководством к.п.н. доцентом Бурлаковой И.И. учителя-филологи обсудили актуальные вопросы преподавания иностранных языков в современной школе. Новикова О.А. поделилась опытом создания тренажёров для пробных экзаменов в 9 и 11 классах и дала практические рекомендации по подготовке выпускников к устному экзамену (ЕГЭ) по английскому языку. Грудина А.Н. и Стебленко Т.П. продемонстрировали опыт организации работы с одарёнными детьми: Грудина А.Н. осветила проблему распознавания ранней одарённости, Стебленко Т.П. рассказала об организации проектно инновационной деятельности на уроках английского языка. В сообщении Цветковой В.Д. был систематизирован и обобщён опыт работы на уроках английского языка в системе СПО.

Работа пленарного заседания и всех секций отличилась высоким профессионализмом выступающих, заинтересованностью и эмоциональным подъёмом всех участников.

По итогам прошедшей конференции будет издан сборник научных и научно-методических трудов.

Поделиться: