Вопросы развития Арктического региона обсудили в ходе круглого стола на тему «Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование»
10 ноября 2020 года в дистанционном формате прошел круглый стол, посвященный сохранению нематериального культурного наследия народов Арктической зоны Российской Федерации, проблемам и точкам роста человеческого потенциала в развитии Арктического региона, подготовке кадров для реализации арктических проектов. В мероприятии приняли участие сотрудники РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
Круглый стол был организован по инициативе научного совета Отделения профессионального образования Российской академии образования, возглавляемого академиком РАО Василием Жураковским и ректором Губкинского университета, членом-корреспондентом РАО Виктором Мартыновым.
Открывая работу круглого стола, модератор, и.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО Лариса Цветкова отметила, что к проблемам Арктического региона приковано внимание на самом высоком уровне. Об этом свидетельствует ряд поручений Президента России Владимира Путина по результатам заседания Совета по межнациональным отношениям, где в первую очередь внимание уделяется анализу практик изучения языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вопросам целевого обучения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам данных регионов.
В работе круглого стола приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), д.пед.н., профессор Антонина Григорьева, председатель постоянного комитета Государственного Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, средствам массовой информации и делам общественных организаций, д.пед.н., профессор Феодосия Габышева, академики и аналитики РАО, руководители и преподаватели образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов для реализации арктических проектов.
С докладами о ключевой роли образования в социально-экономическом и научно-техническом развитии Арктической зоны Российской Федерации выступили декан факультета комплексной безопасности ТЭК Губкинского университета, д.т.н. Сергей Гриняев и доцент кафедры автоматизации проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности, руководитель Управления стратегического развития Губкинского университета, к.т.н. Павел Калашников.
Участники круглого стола отметили, что особенности жизни и деятельности в Арктической зоне Российской Федерации требуют специальных подходов в сфере образования, учитывающих суровые природно-климатические условия, экологические, глобализационные процессы и явления, обеспечения национальной безопасности, национальных интересов. Обратили внимание на необходимость разработки северных моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в арктических вузах, учета потребности работодателей в специалистах.
Также участники круглого стола проанализировали особенности периода цифровой трансформации образования, возможности создания экспериментальных площадок при действующих образовательных организациях по апробации перспективных направлений повышения качества общего и профессионального образования с опорой на педагогические теории, учитывающие кросс-культурные особенности народов Севера, экстремальные природно-климатические условия, высокую чувствительность экологических систем Арктики к внешним воздействиям.
В качестве эффективного механизма обеспечения потребности работодателей в квалифицированных и высококвалифицированных специалистах было определено целевое обучение.
В заседании приняли участие 95 человек из 17 субъектов Российской Федерации. Круглый стол был организован с целью формирования системного подхода к реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в области образования и сохранения нематериального культурного наследия малочисленных народов Севера. Работа в этом направлении продолжится.
В адрес заинтересованных министерств и ведомств по результатам круглого стола будет направлена резолюция.
Учебное заведение
