Высшие учебные заведения Русской Православной Церкви перешли на дистанционный формат обучения

С 16 марта 2020 года согласно приказу Министерства науки и высшего образования всем вузам страны было рекомендовано перейти к реализации образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий. В целом университеты уже адаптировались к переходу на дистанционный формат, считает глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Для студентов и преподавателей вузов это означает, что теперь вся учеба – лекции, семинары, практические занятия – проводятся не в аудиториях, а дистанционно. Например, в Сретенской духовной семинарии процесс онлайн-обучения практически никак не отличается от обычного: студенты по привычному расписанию собираются на лекции, преподаватели ведут семинары, дежурные помощники отмечают посещаемость, только вместо аудиторий семинарии – виртуальные кабинеты на платформе Miropolis.

Как для студентов, так и для преподавателей необходимость столь быстрого перехода к новому формату обучения оказалась неожиданной: преподавателям нужно было решить вопросы с порядком проведения занятий, обеспечением учебными материалами и средствами коммуникации на онлайн-платформе, а студентам — привыкнуть к новому формату и требованиям. В той же Сретенской семинарии оперативно закупили все необходимое оборудование – системы видеотрансляции, веб-камеры, микрофоны, настроили камеры и необходимое программное обеспечение на всех компьютерах.

При этом онлайн-обучение не является чем-то новым, так как многие студенты имеют такой опыт, особенно те, кто занимался иностранными языками или готовился к ЕГЭ. «Это не первый опыт удаленного обучения – готовясь к ЕГЭ, я занималась с репетиторами по Skype, — отмечает Лида, студентка 1 курса бакалавриата Института филологии и истории — На мой взгляд, это очень удобно, ведь не надо тратить время на дорогу». Кроме того, студенты в подавляющем большинстве пользуются различными средствами коммуникации для личного общения, например Skype и чатами в WhatsApp, ВКонтакте, Telegram, так что интуитивно понятные платформы для конференций не вызывают у них ни страха, ни затруднений.

Онлайн-опыт работы преподавателей чаще всего связан с такими платформами, как ZOOM, Skype, но необходимость ведения занятий подтолкнула их к тому, чтобы по-новому использовать во многом привычные средства и осваивать незнакомые. «Понятно, что время от времени кто-то из нас делал по Skype доклады, участвовал в каких-то онлайн-мероприятиях – говорит заведующий кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ, профессор К. М. Антонов. — Думаю, что все преподаватели в той или иной мере с дистанционными формами общения были знакомы. Проблема в том, чтобы адаптироваться к полному переходу на этот формат и его длительному по времени использованию. Но стоит сказать, что мы настолько освоились, что проводим дистанционные заседания кафедры. На днях провели очень большую конференцию по религиоведению, в которой приняли участие 90 человек».

Преподаватель догматического богословия, протоиерей Сергий из Санкт-Петербургской духовной академии впервые провел лекцию по видеосвязи, но отметил: «Лично для меня урок не представил проблемы, так как я имел некоторые представления о подобном формате. Более того, незадолго до общей самоизоляции я прошел четырехдневный семинар по дистанционному преподаванию».

Также активнее стали использоваться такие платформы, как DISCORD, Сoursera, Skillbox Google Classroom, Google Hangouts, Moodle, для того, чтобы читать лекции, проводить семинары, делиться материалами, давать задания студентам и контролировать их выполнение. «Раньше у меня был опыт обучения на онлайн-платформах, таких как Coursera или Skillbox, но это все-таки курсы по желанию, немного другое отношение. Хотя в качестве самообразования оказались очень познавательны», – отмечает одна из студенток Российского государственного гуманитарного университета.

При этом хранение и размещение учебных материалов в облачных хранилищах уже давно является обычным делом. Преподаватель древнегреческого языка, старший преподаватель кафедры древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ О. Л. Стриевская отмечает, что с древними текстами работает в интернете давно и много: «Все учебники у нас есть в электронном виде. Есть и оцифрованные тексты классических авторов, и тексты христианских авторов, если нужно – есть и рукописи. Ученые, изучающие древние тексты, первыми стали пользоваться возможностями электронных средств. Мы были к этому уже готовы психологически. Труднее освоить компьютерный набор греческих текстов, так что здесь мы пользуемся пока старыми методами: письменные упражнения студенты фотографируют и присылают преподавателям».
С учетом того, что обучение в дистанционном формате может затянуться на неопределенное время, для многих учебных заведений стал актуальным вопрос об организации образовательного процесса на системной основе с использованием хорошо зарекомендовавших себя платформ.

Процесс перехода к новому формату обучения в вузах происходил по-разному. Так, директор института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров отметил, что если сравнивать Православный Свято-Тихоновский университет с другими вузами, то «в техническом плане ничего особенного не случилось. В нашем университете уже давно используются формы дистанционного обучения, поэтому времени для подготовки решения и перехода на другой формат обучения истрачено меньше, чем у других». По словам проректора по учебной работе Православного Свято-Тихоновского университета И. В. Тарасовой, перевод всего университета на дистанционный формат обучения на платформе Moodle занял порядка двух недель.

Ожидалось, что у части преподавателей, особенно старшего возраста, которые не использовали онлайн-инструменты в процессе обучения, могут возникнуть сложности с освоением нового формата работы. Однако оказалось, что, несмотря на отсутствие опыта или его непродолжительность, большая часть из них не испытывают серьезных трудностей при переходе на новый формат или при освоении технических средств. Так, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ, доктор филологических наук Т. Л. Александрова записывает для своих студентов видеолекции, отправляет задания студентам и вполне справляется привычными средствами коммуникации.

«Пока я работаю по электронной почте, если понадобится, я сделаю конференцию. Если бы возникла настоятельная необходимость, я бы тоже освоила онлайн-формат» — заявляет она, надеясь, что ситуация с самоизоляцией в обозримом будущем может разрешиться. А в Сретенской семинарии тех преподавателей, которые не владеют компьютерными технологиями, консультируют сотрудники учебной части и IT-отдела, помогают справляться с техническими вопросами, обучая работе в новом формате.

Нынешняя ситуация с распространением вируса сделала и неожиданные подарки. Многие ресурсы и цифровые хранилища открылись для публичного доступа. Среди них можно выделить архив научных журналов издательства Annual Reviews, в которых публикуются крупные обзорные статьи о достижениях в области естественных и социальных наук, цифровая база данных полнотекстовых научных журналов и книг Jstor (Journal STORage), архив научных журналов издательств университетов Кембридж и Оксфорд.
Российская государственная библиотека разрешила бесплатно заказывать копии документов из своих фондов и открыла удаленную запись. Национальная электронная библиотека (НЭБ), оператором которой является Российская государственная библиотека (РГБ), открыла бесплатный доступ к 450 тыс. диссертаций. Все эти ресурсы призваны помочь студентам в подготовке их научных и дипломных работ.

Среди плюсов дистанционного обучения студенты обычно называют комфортные условия, возможность выспаться и не опаздывать, не тратить время на дорогу. При этом некоторые отмечают, что стали усваивать гораздо большее количество информации. «Выполняя семинары удаленно, самостоятельно и письменно, я чувствую, что усваиваю больше информации», — говорит студент 1 курса бакалавриата одного из гуманитарных университетов.
Теперь во время лекции студенты могут в чате писать вопросы и реплики, которые видит преподаватель и на которые может реагировать. Использование онлайн образовательных технологий часто делает обучение «перевернутым» — студентам приходиться больше изучать самостоятельно, а время лекции и общения с преподавателем используется для разбора сложных мест, закрепления материала, а не для ознакомления с ним.

К минусам онлайн-обучения относят длительное нахождение за компьютером, возросшее количество времени, необходимого для занятий и выполнения заданий, так как даже задания по физкультуре приходится делать в текстовом формате. Также среди недостатков дистанционного образования называют зависимость от техники, скорости интернета, отсутствие условий для занятий дома.

Даже те, кто положительно относится к новой форме обучения и отмечает преимущества дистанционного образования, считают, что живой контакт с преподавателем не заменит ни одна онлайн-платформа. «Возможно ли создать полноценную альтернативу традиционным способам образования и сделать взаимодействие с информационными технологиями еще ближе и важнее? Я думаю, пока что невозможно полностью заменить процесс живого общения, при котором происходит непосредственная передача опыта от человека к человеку» — считает Елисей Ш., студент 1 курса магистратуры СПбДА.
Некоторым студентам не хватает атмосферы вуза, живой коммуникации со студентами и педагогами, внеучебной университетской деятельности.

Действительно, говоря о дистанционном образовании, они подчеркивают, что дело не сколько в технических трудностях, сколько в возможности личного общения. Некоторые преподаватели также отмечают, что дистанционные формы хороши со студентами, которых уже знаешь, что не хватает контакта с аудиторией, позволяющего лучше чувствовать студентов.

Высшие духовные учреждения страны так же, как и светские вузы, перешли на обучение с использованием дистанционных форм образования. Так, например, в Санкт-Петербургской духовной академии все лекции, семинары и тесты теперь доступны в виртуальной образовательной системе «Moodle», а преподаватели могут следить за успеваемостью своих студентов с экрана компьютера или телефона. Студенты каждый день самостоятельно изучают образовательные материалы (в текстовом, видео- и аудиоформатах) и выполняют задания. А будущие выпускники — студенты 4 курса бакалавриата и II курса магистратуры — успешно загрузили свои выпускные работы в систему дистанционного образования и ожидают информацию о датах своих предзащит.
В Смоленской духовной семинарии преподаватели и семинаристы также используют платформу «Moodle», но при необходимости студенты могут обсудить возникающие вопросы с преподавателями по видеосвязи с помощью Skype.

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в начале апреля уже прошел успешную апробацию на платформе ZOOM кандидатский экзамен по теологии для аспирантов.

В отличии от светских вузов, духовные академии и семинарии столкнулись с еще одним вызовом — с необходимостью поддерживать духовную и литургическую жизнь. В конце марта Учебным комитетом Русской Православной Церкви был проведен дистанционный семинар на тему: «Организация воспитательной работы с учащимися духовных учебных заведений с использованием дистанционной системы обучения».
В вебинаре приняли участие более 20 представителей 11 духовных учебных заведений и Учебного комитета. Целью вебинара была выработка комплекса рекомендаций по ведению воспитательной работы на период проведения мер по профилактике распространения коронавируса. В ходе вебинара прошло обсуждение возможных форм воспитательной работы с учетом новых условий. Представители Казанской, Курской, Донской, Тобольской семинарии поделились уже имеющимся опытом в этой области.

Дистанционные технологии активно используются духовными школами для обсуждения важнейших вопросов богослужебной практики. Так, в Московской духовной академии прошел вебинар, на котором рассматривался вопрос «Канонических пределов изменения богослужебной практики в условиях эпидемии». Были рассмотрены теоретические вопросы каноники Таинств и конкретные случаи из приходской богослужебной практики, связанной с Таинствами Евхаристии и Покаяния.

Переход к дистанционной форме обучения высветил сразу несколько вопросов, которые предстоит решить.

Во-первых, это вопрос перестройки форм и методов преподавания в дистанционном формате. Здесь возникла необходимость продумать и даже пересмотреть цели и задачи занятий, подачу материала, систему оценки усвоения студентами получаемых знаний и контроль за успеваемостью. К этому вопросу также относится определение и выбор технических средств и методов обмена информацией, контроля знаний.

На втором месте стоит вопрос об учебной нагрузке для студентов. Все: и преподаватели, и студенты — отмечают, что нагрузка на студентов резко возросла за счет количества и объема письменных заданий. Например, раньше студент тратил на лекцию полтора часа и немного времени на то, чтобы прочитать материал, и этого было достаточно чтобы поучаствовать в обсуждении и ответить на семинаре.
Теперь студентам приходится тратить значительно больше времени на освоение материала, а также на выполнение письменных заданий, которые дают преподаватели для контроля процесса усвоения материала. От студентов теперь требуется больше внимания, сосредоточенности и времени, уже сложно «отсидеться» на занятии, так как письменные задания должны делать все.

Третий вопрос, который стал на повестку дня – вопрос самоорганизации. Он оказывается актуальным как для студентов, так и для преподавателей. Студенты должны организовать процесс учебы дома, где обстановка и возможности у всех разные. Вопрос самоорганизации преподавателей, который во многом сводится к подготовке, адаптации курсов и дисциплин к работе в дистанционном формате, стоит так же остро.

Следует отметить, что переход на дистанционное образование высветил такую важную проблему, как передача знаний. Эта проблема, в отличие от временных технических трудностей, которые быстро решаются, является самой главной в процессе преподавания. Именно поэтому те преподаватели, которые действительно неформально подходят к подготовке занятий, могут эффективно работать и в новом для них формате. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости подготовки преподавателей к новому формату с точки зрения овладения ими не столько техническими средствами, сколько методиками преподавания.

Несмотря на то, что большая часть преподавателей ПСТГУ – выпускники университета, которые за время учебы прекрасно освоили инструменты дистанционного обучения университета и прекрасно понимают, как чувствуют себя студенты, что им удобно, где могут быть сложности, их готовят к работе онлайн: «Мы все равно специально доучиваем наших преподавателей, чтобы показать, как эффективнее работать, — отмечает директор Института дистанционного образования ПСТГУ, протоиерей Геннадий Егоров. — Поэтому сейчас накопленный Университетом опыт онлайн-обучения вполне качественный, и, когда мы общаемся с зарубежными коллегами, они это подтверждают».

Если же говорить о переходе вузов на дистанционное образование в целом, то Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков после обсуждения с ректорами многих вузов из самых разных регионов – от Дальнего Востока до центральной части России — пришел к выводу, что хотя у вузов есть издержки с переходом на дистанционное образование, но в целом система адаптировалась: «Где-то меньше, где-то больше. Но тем не менее система адаптировалась, и мы перешли».

Поделиться: