Педагогика и психология / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Факультет дополнительного образования

Педагогика и психология

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Факультет дополнительного образования

г. Москва
Banner 3
Banner 4
Banner 5

Рейтинги вузов

Глобальный сводный рейтинг лучших учебных заведений России

Лучшие программы вузов

Самые востребованные учебные программы

Подбор по профессии

Мы определим, какая профессия подойдет под ваши таланты

Программа: Введение. Цели и задачи курса. Психология и педагогика в системе наук. Связь психологии и педагогики с социологией, философией, теорией познания, теорией управления, физиологией, медициной, эргономикой. Раздел 1. Состояние и проблемы современного образования. Общество. Культура. Образование. Типы обучения как отражение социальных требований к системе образования. Современное традиционное образование. Цели, содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса. Логико-философские и психологические основы организации образовательного процесса. Принципы обучения. Проектирование учебного процесса. Основные составляющие проектируемых образовательных систем: обучаемый, преподаватель, учебный материал, технические и информационные средства обучения. Их взаимосвязи. Среда обучения. Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс. Учебный план. Учебный предмет как основная дидактическая единица учебного процесса. Наука и учебный предмет. Типы построения программ учебного предмета: линейное, ступенчатое, концентрическое, спиралеобразное. Кризисные явления в отечественном и мировом образовании, их источники. Объективные показатели состояния российского образования. Инновационные процессы в мировом и российском образовании, их направленность, масштабы и движущие силы. Дистанционное образование. Открытое образование. Интернет-образование. Роль психологических наук в модернизации образования. Раздел 2. Становление идей развивающего образования в отечественной педагогике. Управление процессами усвоения знаний, развития и воспитания учащихся. Учащийся как объект и субъект образовательного процесса. Психологические воззрения Л.С.Выготского на соотношение обучения и развития. Система развивающего обучения Л.В.Занкова, ее основные принципы: ведущая роль теоретических знаний, осознание учащимися процесса учения, обучение на высоком уровне трудности, движение в учебном материале с повышенным темпом. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Учебная деятельность. Учебная задача. «Клеточка» деятельности. Эмпирическое и теоретическое обобщение. Роль коллективных взаимодействий в учебной деятельности. Метапредметные знания. Рефлексия. Системы обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Проблемное обучение. Личностно ориентированное обучение. Трудности и актуальные проблемы реализации идей развивающего образования в практике работы учебно-воспитательных учреждений. Раздел 3. Психологические основы разработки модели развивающего образования. (Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева) Зарождение и развитие психики в процессе эволюции живой материи на Земле. Общее и отличительное в психике животных и человека. Трудовая деятельность – специфически человеческая форма активности. Деятельность как источник развития человека в фило- и онтогенезе. Структура деятельности в её обобщенной форме. Единство структуры внешней и внутренней деятельностей, их взаимопереходы. Интериоризация. Экстериоризация. Классификации видов деятельности по типу решаемых задач. Психологическая структура деятельности, её уровни: деятельность – мотив, действие - цель, операции – условия осуществления действия. Понятие ведущей деятельности. Общая характеристика субъекта деятельности: организм, индивид, личность. Значение и смысл деятельности. Раздел 4. Реализация положений психологической теории деятельности в проектировании образовательных технологий. Цели обучения в системе развивающего образования. Реализация в обучении принципа предметности психической деятельности. Учебный предмет и предмет изучения. Дидактические требования к введению в учебный предмет. Понятие концептуальной схемы (концепта) учебного предмета. Учебная карта, их дидактические функции. Общая характеристика средств познавательной деятельности. Формирование приемов мыслительной деятельности. Реализация в обучении принципа субъектности деятельности. Интеллект человека и искусственный интеллект. Отличие познания мира человеком от процессов отображения и переработки информации техническими системами. Рефлексия. Рефлексия как деятельность: её цели, предмет, средства и продукт. Субъект в рефлексивной позиции. Рефлексия как главный компонент учебной деятельности. Психологические механизмы управления процессом усвоения знаний. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Действие в структуре учебной деятельности. Функциональные характеристики действия: ориентировочная, исполнительная, контрольно-коррекционная. Понимание. Внимание. Структурные характеристики действия: форма, полнота, обобщенность, освоенность. Сознательность и разумность действия. Типы учения. Основные этапы формирования умственных действий учащихся. Формирование системного мышления в обучении. Контроль и оценка эффективности образовательного процесса. Контроль в обучении: систематический, эпизодический, пооперационный, по конечному продукту. Эффективность контроля и коррекции на различных этапах усвоения учебного материала: уяснения, выполнение учебных действий, словесной интерпретации. Отметка. Её объективные и субъективные функции в учебно-воспитательном процессе. Самооценка учащихся и пути её формирования. Мотивы и стимулы учения. Динамика мотивационной сферы на различных возрастных этапах. Пути формирования учебной мотивации учащихся. Психологические и дидактические требования к компьютерной поддержке учебного процесса. Психологические и дидактические проблемы в использовании компьютерных средств обучения. Позитивные и негативные характеристики современных компьютерных обучающих программ. Возможности организации оптимальной компьютерной поддержки в системе здоровье сберегающих образовательных технологий. Многокомпонентная обучающая среда. Использование Интернет- технологий в обучении. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Дидактические задачи проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе. Общие и различительные черты проектной исследовательской деятельности школьников. Раздел 5. Педагогическое общение. Педагогическое общение. Оптимальное педагогическое общение. Стили педагогического руководства. Формальное и неформальное социальное образование. Типология взаимодействия участников общения. Теория трансактного анализа Э.Берна. Полюсные ситуации общения. Принципы и методы воспитательной работы в ученических и производственных коллективах. Большие и малые группы. Психология толпы. Общение в малых группах. Приемы педагогического воздействия. Общие условия для их осуществления. Созидающие приемы. Тормозящие приёмы. Взрыв. Конфликты, причины их возникновения. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в учебных и производственных коллективах. Саморазвитие и планирование деловой карьеры.
Сайт: www.fdo.msu.ru
E-mail: info@fdo.msu.ru
Телефон +7(495) 939-21-16
Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, Москва, Ленинские Горы, 1, стр. 52, каб. 801
Похожие программы
36000
г. Москва Есть представитель
27000
Продолжительность: 1-12 недель
г. Москва
65000
Продолжительность: 1 год
г. Москва